Художники за чистую воду 2015

Экологический проект. Конкурс проводит совместно с Российской академией художеств и Союзом художников России АО «Евразийский». За шесть лет зрителям были продемонстрированы около 1500 полотен и скульптур, отражающих идею сохранения воды на нашей планете. В интернет-голосовании на виртуальном этапе конкурса приняли участие около 50 000 пользователей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Итоговая выставка открылась 15 сентября в залах музея Николая Островского. В экспозиции — около 160 живописных, графических, скульптурных и фотографических работ, посвящённых воде.

Социально-экологическая ценность проекта велика. У искусства большая сила эмоционального воздействия. Обращаясь к чувствам, оно находит самый прямой путь к воспитанию экологической нравственности. Масштабность проекта, его реализация в реальном и виртуальном пространстве выводят проблему отношения к воде и бережного ее использования на уровень осмысления и обсуждения широко и серьезно.

«Художники России — за чистую воду» — проект меценатский, финансовых выгод организаторам он не несет. Еще одной его достойной целью является развитие отечественной культуры: каждый год художники представляют новые произведения, а мэтры отечественного искусства приезжают в Сочи, чтобы возглавить конкурсное жюри и определить призовые работы.

А судьи кто? Главные арт-эксперты приехали из Москвы: Боровской Николай Иванович, народный художник РФ, академик Российской академии художеств, член Президиума РАХ, первый секретарь ВТОО «Союз художников России», Арзуманов Павел Архипович, действительный член Российской академии художеств, президент Русско-Греческого творческого союза художников, Греков Александр Умарович, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств России, Оргсекретарь ВТОО «СХР», редактор журнала «Художник» и газеты «Художник России», кандидат искусствоведения.

На обсуждении выставки сотрудники музея, куратор выставки, представители организации-устроителя конкурса стали свидетелями аналитического и аргументированного обмена мнениями мэтров; свои позиции по каждому вопросу они обосновывали, иногда спорили, чаще соглашались. Грибоедовский скепсис к данному случаю неприменим: компетентность и старательность судей была на высоте.

Протокол. Из 117-ти вошедших в экспозицию произведений номинации «Художественное творчество» на первом этапе знакомства с выставкой жюри выделило работы 19-ти авторов. Это — Юрий Злотя (Клин) Александр Рубец (Пятигорск), Александр Аполлонов (Краснодар), Виталий Джения (Сочи), Владимир Елисеев (Сочи), Игорь Пугач (Краснодар), Виктор Вайс (Краснодар), Лариса Блохина (Краснодар), Виктор Бедоев (Владикавказ), художников «Студии двух» (Анатолий Канатников, Людмила Пугачёва, Сочи), Валентин Черный (Крымск), Яков Яхнин (Сочи), Владимир Гобозов (Осетия), Важа Окиташвили (Москва), Игорь Шипилин (Севастополь), Тамара Магдалина (США), Федор Алексеенко (Краснодар), Николай Дудченко (Симферополь), Елена Молчанова – Дудченко (Симферополь). Из этого состава выбирали победителей конкурса на три призовых места и кандидатов на поощрительный приз.

Страсти кипят. Как проходила процедура конкурсного отбора? – этот вопрос всегда волнует участников.

Кого-то из претендентов члены жюри знали хорошо, кого-то – не очень. Обсуждались только работы. Из числа участников гости из Москвы не выбрали ни одного москвича. Когда все места и призы были распределены, и куратор выставки стала обзванивать победителей, оказалось, что призера номер один найти непросто: сотовой связью и Интернетом он пренебрегает, к общению не стремится. Но связаться с ним все-таки удалось, победитель несколько растерялся — на тот момент он был где-то на природе, писал красками — чувствовалось, что он и думать забыл о конкурсах и наградах.

И последние станут первыми? Так сложилось, что наиболее сдержанные в самооценке авторы (по наблюдениям куратора) стали призерами выставки-конкурса «Художники России за чистую воду». Первая премия присуждена Игорю Пугачу (Краснодар) за картину «Январская ностальгия по июльскому морю», вторая премия – Елене Молчановой-Дудченко (Симферополь) за картину «Воспоминания о Максимилиане Волошине», третья премия — Виктору Вайсу (Краснодар) за полотно «Теплый вечер». Поощрительный приз разделили живописец Яков Яхнин (Сочи, «Фонтан свиданий») и скульптор Виталий Джения (Абхазия, «Речная нимфа»).

Игорь Пугач едва не опоздал предоставить свои работы на конкурс. Надо сказать, что, несмотря на свою закрытость, он довольно успешный художник, лауреат четырех Краснодарских краевых конкурсов на лучшее произведение в области изобразительного искусства (биеннале). Его работы находятся в Краснодарском краевом художественном музее им. Коваленко, Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, в частных собраниях России, США, Канады, ЮАР, Кубы, Франции, Англии, Италии, Германии.

Триумф ностальгии. Мы скучаем по разным прекрасным вещам — молодости, местам, где мы были счастливы, по людям, с которыми когда-то были близки… В состоянии ностальгии взор туманится, мы видим не внешним, а внутренним зрением, и словно уносимся во сны. Картина Игоря Пугача «Январская ностальгия по июльскому морю» рисует именно такое настроение. Она умиротворяюще-спокойна, по колориту — розовато-золотистая с включениями голубого и цвета слоновой кости. Изображение берега, моря с парусниками и неба условно. Достоверно – теплое свечение вечернего моря, гармония красок, чувство. Внятность композиции позволяет нам складывать и раскладывать ее элементы, находить между ними все новые связи, уточнять и дополнять свое понимание картины. В этом безлюдном пейзаже у парусников и оставленных на пляже предметов и эстетическая, и символическая роль. Кто знает, может, перед нами авторский идеал бытия: одиночество, воспоминания, меланхолия.

«Воспоминания о Максимлиане Волошине». Ретроспективизм, но уже не индивидуальный, а культурный — в произведении второго лауреата, Елены Молчановой-Дудченко. Оно написано в импрессионистичной манере. Серый день, умытая дождем веранда, букет, море и скалистый берег. В жемчужно-серебристой гамме картины — призраки Серебряного века. Это волнующе-хрупкий вневременной образ Коктебеля. Эксперты выделили работу художника за утонченный колоризм, лиричность.

Рациональность ощущений. Картина «Теплый вечер» Виктора Вайса — это игра с реальностью, похожей и не похожей на саму себя. Деревья, берег, река словно вырезаны из камня, пространство заполнено не воздухом, а пустотой. Неестественный наклон деревьев — знак метафизичности изображенного мира. Что там, за этим холмом, за этими кронами? Произведение «удобно смотреть»: каждый элемент открыт для обзора, четко обозначен, пластически завершен. Мы видим конструкцию, логику, систему рефренов, отголоски цветовых и графических форм. «Теплый вечер» — впечатляющий, запоминающийся образ.

Можно расслабиться? В каком-то смысле, да. Выставка состоялась, победители определены. На торжественном открытии играл квартет им. Рахманинова, было много народа. Гостей и участников приветствовали Президент устроителя конкурса АО «Евразийский» Светлицкий Станислав Юрьевич, члены жюри, председатель сочинского отделения СХ России Прокатов Юрий Дмитриевич, много сделавший для организации выставки. Но впереди – мероприятия: «Уроки чистой воды» от Ростовского водоканала, мастер-класс по живописи «Пишем воду», лекции «Музыка воды». Жизнь течет интенсивно и увлекательно.

Куратор выставки, член Союза художников России Людмила Павлова

В номинации «Конкурс фоторабот» первый приз получил молодой сочинский фотограф Илья Бунин («Калиновое озеро»), второй — Мария Спиридонова («Мечта о дальних берегах»), третий — признанный сочинский фотохудожник Олег Комиссаров за изысканный горный пейзаж «Глаз».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *