Воевать Ивану Ивановичу Черному пришлось недолго. В 18 лет в одном из первых его боев он получил тяжелое ранение. Потом — длительное лечение в далеком тыловом госпитале, и больше он на фронт не возвращался. Однако война внесла свой масштаб в само течение его жизни, по-своему определила тот основной критерий, которым он измерял отныне ценность человеческих деяний.
Крестьянский сын, на войне он сильнее ощутил то кровное единство, которое связывало его с людьми.
На фотографии военных лет лицо почти детское, с нежными по-девичьи чертами, глазами прозрачными, ясными, мечтательными. Может быть, Черный стал бы художником лирического, проникновенного склада. Но на эту заложенную в нем сущность легла суровая тень, заставившая художника никогда не забывать о своей ответственности перед «прошлым временем и будущей надеждой». В его творчестве зазвучала нота драматизма.
Черный стал пейзажистом, но взгляд его на жизнь не был «пейзажным». Природа в произведениях Черного очищает душу, но она же дает средства для выражения размышлений сложных, наполненных социальной злободневностью.
После возвращения к мирной жизни надо было наверстать отнятое войной время, постараться успеть в отпущенный судьбою срок сделать многое. Учеба в Одесском художественном училище, переезд в Сочи, появление семьи, крохотная мастерская и такая же крохотная квартира, в которой умещались всемером. И одновременно активная работа, творческое становление, овладение профессиональным умением, создание того языка, которым можно было выразить свой жизненный опыт.
На своей маленькой инвалидной машине он много ездит по окрестностям Сочи, по краю, производит десятки, сотни этюдов, продолжая разрабатывать в мастерской увиденные природные мотивы.
Выступление живописца на краевых и республиканских художественных смотрах настолько заметны, что в 1963 году ему предоставляется право на открытие персональной выставки.
Художник впервые обретает возможность широкого общения со зрителем и обращается к нему темпераментно, эмоционально. Пейзажи тех лет говорят о том, что природа захватывает Черного своими возможностями. Он восхищен ее мудростью, величием и силой.
Он ищет яркие краски, чтобы запечатлеть нарядное многоцветие юга. Его кисть создает сложную активную фактуру, его мазок отличается широтой и темпераментом. Он хочет воссоздать пластическое многообразие, изощренность увиденных природных форм. «Солнечный день», «Набережная», «Золотая дорога», «Камфорное дерево», «Чайные плантации» — сами названия говорят о стремлении художника впитать все богатство южной природы.
Оптимистическое, жизнерадостное, активное начало находит особенно наглядное развитие в кубанских пейзажах, где Черный показывает природу, обжитую людьми,* щедро отдающую человеку свои богатства, стимулирующую его творческий труд. Именно с этой темой связаны первые шаги к поискам пластически обобщенного образа, к созданию пейзажа-картины. Впервые наиболее полно воплотившись в работе «Поля кубанские», эта тема стала одной из основных в творчестве живописца.
Но уже в этот ранний период у художника появляется желание найти средства для выражения в пейзаже драматических переживаний. Щедрость природы, радость общения с нею — этот диапазон чувств не исчерпывает круг интересов художника. Он умеет видеть и хочет выразить больше.
В поисках выражения этой направленности он обращается к природе Черноморского побережья с ее остротой цветовых сочетаний, густым пьянящим ароматом растений, с ее расслабляющей негой, избыточным многообразием природных форм. «Мыс Пицунда. Закат» — все застыло в свете закатного солнца. Но нет покоя в природе. Напряжение в красных бликах на стволах сосен, на фигурах людей, в тяжелых очертаниях могучей спины сидящего человека. Скрытая тревога наполняет этот пейзаж, положивший начало другой драматической линии в творчестве Черного. Выставка 1963 года подвела итог начальному и очень существенному периоду. Автор предстал на ней тонким колористом с несомненным даром видения мира в его живописном богатстве и сложности. Художник нашел свои основные темы. Он выработал язык, необходимый для воплощения его замыслов, подошел к созданию пейзажей-картин с яркой социальной наполненностью.
Однако жизнь шла дальше, и такой чуткий к ее требованиям художник не мог остановиться на найденном.
Подходила середина 60-х годов. Живопись обретала новых героев, новый язык. Основные завоевания в искусстве этою времени воплотились в направлении, получившем название «сурового стиля». У Черного есть друзья среди его представителей, возглавлявших это течение, он знает, что стоит на мольбертах в их мастерских. Его увлекают их поиски в работе над созданием тематической картины, но в творчестве Черного эти тенденции воплотились опосредованно.
Так же, как художники «сурового стиля», в работе над образом он хочет поднять покров устойчивых представлений, дойти до сути, до основного смысла. Но он слишком эмоционален и лиричен, слишком по-личному переживает тему.
Эти стремления раскрылись в работах 1967—1968 годов, времени очень трудном в жизни художника и тем не менее чрезвычайно творчески плодотворном.
Художнику удалось создать убеждающий, дов Великой Отечественной войны, и на какой-то период колесо времени для него будто совершает поворот вспять. Он видит людей, для которых время замерло несколько десятков лет назад. Для них война — не ушедшее, не забытое. Их искалеченные тела — как незаживающие раны на могучем организме страны. Именно такие мысли вкладывал художник в серию акварельных портретов инвалидов войны.
Эта тема продолжает развитие в нескольких холстах, из которых выделяются «Автопортрет» и «Иван-голубятник». Антигуманная суть войны, способной искромсать, изуродовать человека, соединилась с его мужеством, волей к жизни в портрете инвалида «Иван-голубятник». В его прижатой к земле, но все еще могучей фигуре, в его огрубевшем лице сквозь ожесточенность пробивается свет души — израненной, но не загубленной.
Рядовым в строю инвалидов войны показал себя художник в «Автопортрете» 1968 года. Изобразив себя без малейшего романтического флера, он предстает здесь одним из тех, кто принял на себя смертоносный шквал войны, кто обрел мужество среди принесенных ею страданий.
Создание госпитальной серии совпало по времени с работой над образом Николая Островского, который воплощен в двух произведениях. Они примыкают к госпитальной серии и выводят ее на новый уровень темы подвига и силы человеческого духа.
Изучая биографию писателя, Черный выбрал сюжетом для картины «Рожденные бурей» одну из завершающих страниц его жизни.
Встретились два человека, принадлежащих одному рожденному бурей поколению. По-разному сложились их судьбы, и, казалось бы, жизнь развела их в разные стороны. Чкалов стал олицетворением стремительного ритма времени. В его склонившейся над постелью больного фигуре таится, как в сжатой пружине, сконцентрированная энергия. Но обоих породило такое пламенное, такое заряженное движением время, что и лежащий, почти уничтоженный разрушительной болезнью писатель остается олицетворением несломленного духа.
Художнику удалось создать убеждающий, эмоциональный образ поколения через судьбы двух его ярких представителей.
Здесь пригодился ему опыт живописных и композиционных поисков. Вытянутый по горизонтали формат сжимает внутренние пространство холста, придавая ему упругость, напряженность, которая усиливается склоненным силуэтом человека и пламенными отблесками фона.
Пафос и торжественность соединились в картине с эмоциональной наполненностью и документальной точностью.
Тема жизни и подвига Островского не была исчерпана художником в «Рожденных бурей». Еще в период работы с архивными документами Черному представился одним из самых драматических моментов в жизни писателя тот, когда стало ясно, что болезнь не отпустит, с ужасающей последовательностью продолжая свое разрушительное движение. Окончить счеты с жизнью или найти и в этих условиях крепкие связи с ней, остаться необходимым людям — такой вопрос встал перед Островским. Этот период в жизни писателя давал художнику материал для работы над сложнейшей темой духовного мужества человека, его борьбы с судьбой. «Островский, 1928 год» — так назвал художник свою картину. В лице писателя—сплетение мучительных сомнений, раздумий. Твердость и сила характера, присущая этому человеку, подвергаются в этот раз испытанию особенно трудному. Стремясь передать сжимающееся железное кольцо боли, художник использует метафору, сплетая за спиной Островского могучие серые стволы лиан..
Но есть величие в этой фигуре, опирающейся на костыли. Писатель стоит у начала легенды, в которую превратилась его жизнь для последующих поколений.
Работа над образом Островского была отмечена присуждением художнику звания лауреата краевой премии Ленинского комсомола* К сожалению, обе картины не остались в нашем городе. Имеющееся в музее Н. Островского полотно является авторским вариантом «Рожденных бурей».
В течение двух лет работы над произведениями госпитальной серии и темой Островского художник обрел новый масштаб мировосприятия, зрелость и свободу композиционного мышления, расширил жанровые границы своего творчества.
Только имея этот опыт, Черный мог подойти к созданию картины «Ленин и народ». Вождь революции, окруженный теми людьми, чьими руками свершилась революция, в общих с ними думах, в единстве, в духовной сплоченности —- в таком аспекте подошел к решению ответственной темы живописец.
Чаще стал обращаться Черный к портретному жанру, стремясь к выявлению в индивидуальных чертах типического образа человека творческого склада. Таковы портреты писателя Монастырева, скульптора Глухова. Тема войны остается для художника святым долгом, вечной темой его творчества. «День памяти»—-названа одна из картин художника, в которой состояние людей и пейзаж сливаются в полный светлой грусти мотив.
Память военных лет заставляет острее чувствовать сегодняшний день. С тревогой вглядываясь в жизнь, отделенную сорокалетием от войны, художник пишет картину «Пляж».
В фигурах теснящихся на берегу отдыхающих людей нет покоя. Их расслабленность томительна, движение каждого замкнуто, обращено к себе. Разобщенность людей — вот что тревожит художника в сегодняшнем мире. Картина заставляет задуматься, осознать свою ответственность за грядущую жизнь так же, как ощущают ее люди военного поколения.
И все же пейзаж остается главным в творчестве художника. Дело не просто в том, что на выставке преобладает этот жанр.
В пейзажах Кубани и Кавказа находит художник средства для выражения волнующих его мыслей. Создание лучших его произведений, посвященных войне, связано с пейзажем. «Светлой памяти павших в борьбе с фашизмом» — эта картина не случайно занимала центральное место на проходившей весной выставке произведений художников — ветеранов войны. Светлые вертикали тополей, окружающих сквер, высокое небо — все в этом холсте наполнено состоянием глубокой тишины, сосредоточенности, раздумий и тихой торжественности.
В произведениях последних лет, таких, как «Горы», «Игра в мяч», Черный находит в природе Кавказа облагораживающую душу гармонию, эпическую силу, простор и свободу.
Выставка произведений сочинского живописца Ивана Ивановича Черного убеждает в том, что свое творчество он связал с родным краем. Здесь находит художник материал для тем волнующих, злободневных. В этой кровной связи — своеобразие его дарования, здесь тот неисчерпаемый источник, который дает ему силы для творчества.
Т. БАТРАКОВА, искусствовед.
1985 год.
Чёрный Иван Иванович родился в деревне Яковлевка (ныне Раздельнянского района Одесской области).
1943 год — Участие в Великой Отечественной войне. После тяжелого ранения комиссован.
1946—1951 гг. — Учился на живописно-педагогическом отделении Одесского художественного училища. Преподаватели: проф. Мучник Л. Е., Павлюк Н. А., Поплавский М. К., Кордонский М. Л., Злочевский П. А.
с 1952 года — Жил и работал в Сочи. Участник городских, краевых, зональных, республиканских выставок. Автор ряда монументальных и декоративных работ.
1963 год — Персональная выставка в г. Сочи. На выставке экспонировалось 87 произведений.
1965—1966 гг. — Выполняет роспись в вестибюле санатория «Салют».
с 1967 года — Член союза художников СССР, России
1967 год — Написано полотно «Рожденные бурей». Участие в республиканской выставке «Советская Россия».
1967—1968 гг. — Выполнена серия рисунков и акварелей «Госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны».
1968 год — Создана работа «Н. Островский. 1928 год».
1970 год — присвоено звание «Лауреат премии комсомола Кубани им. Н. Островского».
1970 год — Персональная выставка в г. Сочи. Персональная выставка в г. Краснодаре. На выставке представлено 107 работ.
1970—1971 гг. Работает над фреской, посвященной Дню Победы, в танцевальном зале санатория «Аврора».
1971 год — Участвует в выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
1971 год — Оформляет зал ресторана «Катюша».
1972, 1974 гг. — Творческие поездки на Ингури ГЭС.
1973, 1976 гг. — Творческие поездки в Крым.
1974 год — Созданы живописные портреты ветеранов Великой Отечественной войны Прасолова И. Ф., Бирючкова М. И. Написана картина «Ветераны».
1974 год — Участвует в зональной художественной выставке «Советский Юг».
1978 год — Участвует в выставке «Художники Кубани».
1985 год — Участвует в выставке сочинских художников-фронтовиков, посвященной 40-летию Победы.
1985 год — Персональная выставка в г. Сочи.
1999 год — Персональная выставка в г. Сочи.
2003 год — Персональная выставка «Метаморфозы Ивана Черного» в г. Сочи.
2005 год — Персональная выставка живописи и графики «Вчера была война…», посвященной 60-летию Великой Победы и 80-летию со дня рождения художника..
2007 год — Первое место и «Золотая кисть» в номинации «Живопись».
8 декабря 2008 года ушел из жизни.
2010 год — Экспозиция работ на выставке «Победа!», посвященной 65-летию Великой Победы, в сочинском художественном музее.
2013 год — выставка произведений «Иван Черный. Графика» из частной коллекции (галерея в «Sea Galaxy»).