О КРЕЩЕНИИ ГОСПОДНЕМ

Рубрику ведет член Союза художников России Артемьев Сергей Михайлович

Крещение - один из двунадесятых непереходящих праздников, отмечаемый Русской Православной церковью 6(19) января и восходящий своей традицией - очищением во­дой омовения - к древнеиудеискому обычаю. Этот праздник называется также Богояв­лением и Просвещением потому, что Бог - это вечный Свет, просвещающий мир.

В древнейшие времена в Церкви было принято, чтобы оглашенные, то есть научен­ные истинам христианства, принимали Кре­щение - Таинство, через которое душа чело­века становится светлой и ангельски пре­красной, - на Пасху и в день Богоявления.

Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и фа­келы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии - Константи­нополь в эти ночи светилась и казалась объ­ятой пламенем.

Богоявлением же этот праздник называ­ется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, пока­зал Себя миру как Спаситель и Мессия.

Кроме того, во время Крещения Святая Троица явила Себя: Отец - через голос с не­ба, свидетельствовавший о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, Дух Святый - в ви­де белоснежного, лучезарного голубя, схо­дящего на главу Иисуса Христа.

Подробно о Крещении рассказано в Евангелии и Псалтыри. Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука описывают это собы­тие. В Евангелии от Иоанна само Крещение не описано, но приводится свидетельство Крестителя о Христе как о Сыне Божием, на котором пребывает Дух Святой.

Самые первые изображения на тему праздника появляются в росписях римских катакомб. А первые упоминания о праздно­вании Крещения относятся ко II веку. Тогда праздники Рождества и Богоявления отме­чались в один день. С IV столетия, когда празднования были разделены, начинает складываться традиционная иконография Крещения - Богоявления. Поначалу это бы­ли двухфигурные композиции, представля­ющие Иоанна Предтечу и Христа. Спаситель изображался в центре иконы, окруженный водами, слева - Иоанн Креститель, вверху -изображение голубя. Иногда справа поме­щали изображение пророка Исайи, слова которого привел в своей проповеди Иоанн Предтеча: "Глас вопиющего в пустыне: при­готовьте путь Господу, прямым сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис.40,3; Мф.3,3; Мк.1,3; Лк. 3,4; Ин. 1,23).

Первые изображения Крещения извест­ны также на саркофагах V-VI вв.

В дальнейшей иконографии этого празд­ника центральное место композиции иконы отведено Иисусу Христу, стоящему в водах Иордана, и Иоанну Предтече, возлагающе­му правую руку на чело Христа. Вверху изо­бражают сегмент неба и восходящий из не­го луч со Святым Духом в образе белого го­лубя (символы присутствия Бога). По дру­гую сторону от Иоанна Предтечи три или че­тыре ангела, держащие белые пелены и ис­полняющие роль служителей при Креще­нии.

Река Иордан заключена между двух вы­соких горок. Одним из назначений изобра­жения горок на иконах, помимо того что они символизируют ступени духовного восхож­дения, является то, что они показывают дей­ствие, происходящее на открытом про­странстве.

На самых ранних изводах иконы среди волн Иордана, в нижней части, можно уви­деть аллегорические изображения борода­того старца, напоминающего Нептуна, и юноши - они символизируют воды реки и моря, которые - по пророчеству псалмопев­ца - побежали вспять. В водах Иордана изо­бражают иногда фигуры мужчины и женщи­ны. Обнаженный мужчина повернут к Спа­сителю спиной; женщина полуобнажена и изображается обычно убегающей или, ре­же, уплывающей на рыбе (сравним с биб­лейским пророчеством о Крещении: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять" (Ис.113,3).

Эти фигуры являются своеобразными от­голосками раннехристианских символичес­ких изображений. Сама фигура Спасителя может быть изображена вполоборота к Ио­анну, обнаженной, что характерно для бо­лее ранних икон праздника, или стоящей фронтально, но уже с повязкой (перепояса-нием) на чреслах.

Праздник Богоявления связан с первым освящением воды, которое совершается на­кануне - в Богоявленский сочельник.

Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Святые Отцы говорят, что во время Крещения Господь ос­вятил воды мира, превратив их в стихию для совершения этого Таинства. Обряд повторя­ется и в самый день Богоявления. Освящен­ная вода именуется по-гречески агиасмой, то есть "великой святыней". Верующие с благоговением хранят и пользуются ею в те­чение всего года.

Велика благодать Крещения, но велика и та ответственность, которую несет христиа­нин.

Когда преподобный Макарий Великий спросил душу умершего: "Кто находится во глубине ада?", - то услышал в ответ: "Не идо­лопоклонники, а те христиане, которые, приняв обеты христианства, отверглись от них, попрали их. Они находятся во глубине ада, называемой тартаром".

Во время Крещения мы принимаем бла­годать Духа Святаго, которая драгоценнее всех мирских сокровищ, и мы должны хра­нить ее.

Господь Иисус Христос после Крещения удалился в пустыню, где был искушаем диаволом, и победил его словом Божиим. И на­ша жизнь является духовной борьбой, не­видимой войной с темными силами ада. Трудна эта борьба, жесток и злобен демон - наш адский враг, но вождем в этой борьбе для нас - Сам Господь, Сам Иисус Христос, победитель сатаны, смерти и ада.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26