ПАСХА ГОСПОДНЯ

Праздник Воскресения Христова

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Вновь и вновь мы слышим, произносим этот призыв победы над смертью! Православный мир радуется! И как говорится в слове святителя Иоанна Златоуста, никто да не восплачется о своих прегрешениях! Слава тебе, Господи! Ты вновь являешь Себя, заставляя сердце радостно биться! Извечная победа над злом! Христос Воскресе! В наши тяжкие дни, когда Россия страждет, народ бедствует, мир во власти тьмы, Пасха приходит и все изменяется!

Христос Воскресе! И мир на душе!

Христос Воскресе! И улыбка на лице!

Христос Воскресе!

И каждый человек становится дорогим и близким!

Пасхальная служба - вершина церковного круга богослужений. Торжество, радость, красные облачения, как знак победы над диаволом. Ночь торжества! Воскресения день, просветимся, люди! Воистину радости сей никто не отымет у нас!

Пост, слезы покаяния и страдания о Христе - как это все уже далеко в сей день! Пасха разры¬вает течение времени, дает новый отчет его исчислению! Время радости о Господе Воскресшем! Он победил мир! Все будет хорошо! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Однажды в Киеве на Пасху великий молитвенник, преподобный Дионисий Печерский (XIV век), преисполненный светлой радости, вошел в ближние Антониевы пещеры, чтобы поздравить с «праздником праздников и торжеством из торжеств» усопших святых, и воскликнул: «Отцы и Братия, Христос Воскресе!» И услышал в ответ громовое мно¬гоголосие: «Воистину Воскресе!».

В Воскресении Христовом нам дана радость новой жизни, которая изменяет нас и делает из мертвых живыми. В нем - победа истины над ложью, добра -над злом. И мы должны осо¬знать, что смысл человеческой жизни не в удовольствиях, не в стяжательстве, не в страстях и похотях, а в кротости и любви, в нищете духовной. Не в наслаждениях, а в радостном несении креста, в смиренном терпении скорбей. Трудно нам, самодовольным и гордым, согласиться с тем, что правда жизни - вообще не здесь, на грешной земле, а там - на Небе в Царстве Божием.

Воскресение Христово всегда связывалось в сознании христиан с избавлением людей от первородного греха. Христос как истинный Бог и как истинный человек, испытав на себе всю полноту страданий и смерти, той смерти, которой должен был умереть каждый ветхий человек, разрушил само понятие смерти. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех жизнь даровав»,- свидетельствует Тропарь Светлого Христова Воскресения. Именно поэтому сам момент Воскресения - непостижимый и никем не виденный - не отображен в ико¬нографии, а икону, где было бы изображено непосредственно само Воскресение, заменила икона «Сошествие в ад», где явлено избавление людей от уз вечной смерти.

Основой для этой иконографии послужило апокрифическое Евангелие от Никодима, где приводится рассказ о сошествии Иисуса в ад, а также сочинения Евсевия Александрийского «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в ад» и Епифания Кипрского «Слово о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа», написанные в IV столе-тии.

В апокрифе Никодима от имени сыновей Симеона Богориимца, которые чудесным образом воскресли из мертвых и явились в город Аримафею, дается следующее описание сошествия Спасителя в ад: «И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою своею попрал смерть и, схватив диавола, свя¬зал (его), предал его муке веч¬ной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех свя¬тых, сущих (в аду), в Свое пресветлое сияние.

...И сказал Господь, простирая руку Свою: «Придите ко Мне, все святые Мои, ибо имеете подобие образа Моего - вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть».

Иконография «Сошествия в ад», окончательно сформировавшаяся к XII в. в Византии- ской иконописи, представляет собой симметричную композицию со Спасителем в центре. Вокруг фигуры Христа круг - мандорла («слава» - греч.), который символизирует свет, принесенный Иисусом Христом во тьму ада. Ноги Спасителя попирают крестообразно сломанные врата ада. По сторонам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцев, среди которых Давид, Соломон, Предтеча, Адам, Ева, Авель. На некоторых изводах мандорла Спасителя изображена в форме эллипса с заостренными вершинами, в одной руке Христа - крест, другую Он протягивает коленопреклоненному Адаму. На псковской иконе XIV в. Спаситель протягивает правую руку Адаму и левую - Еве. Горки, возвышающиеся над фигурами, символизируют мир вышний и являются определенной антитезой черной бездне ада.

К XVI в. композиция иконы значительно услож-няется: появляются изображения ангелов, фигура диавола в адовой пещере, мертвые, восстающие из гробов. А к XVII столетию в иконографию стали проникать элементы западноевропейской живописи: на иконе появляются изображения гроба с отваленным камнем, спящей стражи и Спасителя, восстающего из гроба. Для древне-русской же иконописи характерно двойное название рассматриваемой иконографии -«Сошествие во ад - Воскресение Христово», что свидетельствует о благоговейном отношении к самому моменту Воскресения, который не описан евангелистами.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней (Светлая седмица). Славя Пасху свя-щенную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху, двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время Причащения священнослужителей.

Слава Богу Воскресшему! Слава Спасителю мира! Пасха Христова наполнила наши дома светом, тишиной и Божией Благодатью.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Страницу "Из истории иконописи" ведет член СХ России Артемьев С.М.

05.04.2018 23:32

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26