С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

"Днесь рождает Дева Творца всех"

Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древ­ности. Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась первая глава Евангелия от Матфея. Сам же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства.

Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибы­вающий день как бы знаменует обновле­ние всей Вселенной. Некогда язычники -солнцепоклонники прославляли свое ложное божество - солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасите­ля как истинного Солнца правды, про­свещающего мир, приводящего челове­чество к спасению и к познанию божест­венной истины. "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума", -поем мы в тропаре этого праздника.

Установившаяся практика празднова­ния Рождества Христова - по старому и по новому стилю - обусловлена сосуще­ствованием двух различных календарей: старого, юлианского, и нового, григорианского. И по тому, и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между этими календа­рями составляет ныне 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлиан­скому календарю (старому сти­лю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (но­вому стилю). Не будем вдавать­ся в подробности споров вокруг хронологических скрупулёзностей относительно праздника Рождества Христова, ибо празд­нование это совершается не в связи с конкретным днем, когда явился на свет Богомладенец, но в связи с событием Его Рожде­ния. В известном смысле 25 де­кабря (7 января) - это символическая да­та, признаваемая всем христианским миром.


На иконе, посвященной этому двуна­десятому непреходящему празднику, иконописцы изображали пещеру в виде горок с большим темным входом, ука­зывая этим, что событие происходит внутри пещеры; в пещере стоят ясли с младенцем, над которым склоняли го­ловы вол и осел (но чаще вместо осла рисовали лошадь). Богородица на од­них изображениях возлежит на ложе, а на других - сидит, в знак безболезнен­ного рождения Младенца. Над пещерой сияет Вифлеемская звезда. Волхвы изо­бражаются пешими или конными, с да­рами. Пастухам на иконе благовестит ангел.

Сюжет икон Рождества Христова по­черпнут из Евангелия. Согласно истори­ческим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда импера­тором был Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука упоминает в связи с первой переписью населения, проводившейся в его правление.

Дева Мария и Иосиф Обручник, про­исходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в "город Да­видов, называемый Вифлеем" (Лк. 2,4), где, по всей вероятности, хранились их родословные книги.

Обстоятельства Рождества сопровож­дались замечательными и чудесными явлениями. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множе­ство народу, так что единственная гости­ница оказалась переполненной. И тогда они разместились на ночлег в пещере (по-славянски пещера называется верте­пом), где пастухи укрывали свой скот. Здесь и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей Вселенной: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2,14). Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественная Слава на всяком творении, а также подается мир и благоволение всему роду человеческому. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это был знак о пришествии в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и поэтому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Прослышав об этом, царь Ирод, правящий в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, он сказал: "Прийдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему" (Мф. 2,8).

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует "начатком верующих из язычников", достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принесли ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско и приказал предать смерти всех младен¬цев мужского пола до двух лет от роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в Нем соперника своему царствованию.

Евангелист повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы внешние обстоятельства Рождества Христа Спасителя.

Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные - пастухи, а также самые ученые и премудрые - волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, - царь Ирод.

Чему же научает нас это различие между принявшими и непринявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так не способны соединиться с Ним и те, кто следует ложным, призрачным и греховным целям. Это научает также каждого довольствоваться своей участью и вместе с тем показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу... что перед очами Божиими драгоценно не внешние преимущества в свете, а чистота сердца и совести, кротость и смирение духа. Эти драгоценные качества не принадлежат исключительно какому-либо сословию: во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать ему...

Празднику Рождества Христова предшествует Рождественский пост. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится также к древним временам христианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. На Соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском патриархе Луке и Византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост еще называют Филипповым.

"Пришел пост - мать целомудрия. А какое же было время до того дня? Время блуда. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, - и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает. Пора конец положить. Узнай каждый свою Далилу (суд. 16,4 - 21), связывающую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут - благие помышления, и не сила только возвратится - крепость воли, не только очи откроются - ум станет зрящим; и увидишь Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Ныне время благоприятное, ныне день спасения!"

(святитель Феофан Затворник)

Укрепи нас, Господи!

До новых встреч в новом году.

/Рубрику ведет Артемьев С.М./

07.01.2018 11:40

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26