ПЕТР И ФЕВРОНИЯ - СЕМЬЯ НЕБЕСНАЯ, ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ


Рубрику "Иконопись" ведет член Союза художников России Артемьев Сергей Михайлович

8 июля — празднование святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княжны Февронии, в иночестве Евфросинии, муромских чудотворцев.

«Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице — вот как велика для женщины участь быть женой и матерью».

Преподобный Нектарий Оптинский

Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его. Существует понятие о степени родства: родной брат ближе двоюродного, мать роднее тетки и т.д. А вот степень родства мужа и жены «нулевая». Только не в том смысле, что они чужие друг другу, а в прямо противоположном - что они единое целое.

Христос показал, как можно прожить земную жизнь, согласно христианским заповедям. В житиях есть немало при¬меров того, как люди страдали и гибли за веру, отказываясь отречься от Христа. В патериках мы можем прочесть о подвигах монахов. Мы находим образцы смирения, красоты, милосердия... А где искать примеры тем, кто решил прожить достойную жизнь в браке? Это удивительно, но, пожалуй, у нас есть только ОДНО произведение, повествующее о супружестве святых, - «Повесть о Петре и Февронии». Они для нас - образец христианского брака, верности, любви.

В повести XVI века священного Ермолая Прегрешного (в иночестве Еразма), талантливого литератора времен Иоанна Грозного, сохранены в житии этих святых черты их характера, удивительно поэтично рассказанного о мудрости и любви - дарах Святого Духа тем, кто был чист сердцем и смирен. В преданиях Муромской земли веками передавалось из уст в уста, как повадился к жене князя Павла летать некий змей, который мучил и пугал бедную женщину. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостата «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Младший брат князя, которого как раз и звали Петр «имеяше же обычаи ходити по церквам уединяяся». В монастыре Воздвижения Честного Креста Господня явился ему отрок, который рек: «Княже! Хощеши ли, да покажу ти Агриков меч? Иди во след мне». И показал ему в алтарной стене тайную нишу , где лежал меч. Взял Петр оружие и убил змея. Но ядовитая слюна и кровь попали на лицо и тело героя, и он тяжело заболел: его поразила проказа. Ни один лекарь не мог вылечить юношу. Петр не роптал, со смирением и молитвой переносил мучения. И Господь, чтобы подать ему помощь, направил его в рязанскую землю. Там в деревушке Ласково Петр встретил девушку Февронию, дочь бортника, добывающего дикий мед, имевшую дар прозорливости и исцеления. Отвергнув золото и другие богатства, девушка сказала, что вылечила бы больного без всякой награды, но, в силу великой целомудренности и чистоты, не смеет прикасаться к телу постороннего мужчины.

Тогда князь обещал жениться на Февронии, Он еще не вполне оценил великие душевные достоинства девушки, просто очень хотел выздороветь. Феврония же простодушно поверила Петру. Дунула на хлебную закваску с молитвой, вымыла его в бане и смазала ему ступни этой закваской. Болезнь и слигнула.

Во время лечения юноша полюбил ее и женился на ней. Однако именитая родня взроптала: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Им, видите ли, не понравилось, что за столом боярыня «взимает в руку свою крохи, яко гладна!» Конечно, крестьянка Феврония к хлебу относилась с уважением, не давала и крошечке пропасть. Князь же Петр за обеденным столом «приим ю за руку и развед виде Ливан добровонный и фимиам» - т.е. крошки в руке его добродетельной жены превратились в фимиам и ладан!

Видя, что Петр не откажется от супруги, бояре решили схитрить: просили ее уйти, поскольку уж очень жены боярские чистую и верную Февронию ненавидели. «Хорошо, я уйду, - ответила им княгиня, - но возьму лишь самое дорогое с собой». Бояре обрадовались! Каково же было их удивление, когда оказалось, что «самое дорогое» - для нее муж, князь Петр... Уплыли Петр и Феврония по реке Оке на двух судах. В пути некий попутчик смотрел на княгиню любострастно. Святая жена мягко укорила его: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки. Одинакова вода или одна слаще другой?» «Одинакова», - отвечал тот. «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Тот смутился и покаялся.

Вечером причалили они к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - с грустью размышлял Петр, а мудрая и добрая жена ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» Их повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки: «Да будутони утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить дух супруга: ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов.14,7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

А утром - глядь, послы из Мурома, умоляют Петра вернуться: бояре перессорились из-за власти, пролили кровь, не могут навести порядок. Князь Петр и княгиня Феврония возвратились и правили «в мольбах непрестанных и милостынях и ко всем людем, под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати, ко всем любовь равну имущее, не любяще гордости, ни грабления, ни богатства тленного, но в Бога богатеющие». Городом своим с кротостью они правили: странников принимали, голодных кормили, нагих одевали, бедным помогали.

Вот почему именно Петр и Феврония для нас символ настоящей православной семьи!

Детьми для них были все люди града Мурома, и все гости его, коих словно «чадолюбивые отец и мать» пестовали, хранили и опекали святые! Вот в чем Божие поучение: благословенны те родители, кто нарожал много своих детишек, растит, печется о них, любит и лелеет, но многажды более благословенны те, для кого весь мир-семья, все люди - дети Божий. Когда пришла старость, Петр и Феврония приняли монашеский постриг под именами Давид и Ефросинья и молили Бога, чтобы умереть им в один миг, и Бог услышал их. Святые супруги завещали похоронить их в одном гробу, который они сами повелели высечь себе из одного камня еще при жизни, но люди своевольно решили: негоже монахов разного пола в одну домовину класть! Тело святого Петра положили в его гроб и оставили до утра в городской церкви Пречистой Богородицы, а тело святой Февронии положили в другой гроб в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же их гроб остался в городском соборном храме Пречистой Богородицы. Но на другой день утром их святые тела нашли в общем гробе. Неразумные люди снова попытались их разлучить, как пытались не раз и при их жизни: опять переложили тела в отдельные гробы и снова разьединили. И снова утром оказались святые в едином гробе! Тут уж не посмели их трогать и погребли возле город-скойсоборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в том самом едином гробе на спасение православным: припадающие с верой к нему щедро обретали исцеление. щ Примерно через 300 лет после своей кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

«Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им!» - восклицает летописец в конце своей повести. В 2008 году указом Правительства день памяти Муромских святых был официально объявлен в России Днем семьи, любви и верности. Оргкомитет праздника возглавила супруга Президента. В прошлом году с 28 июня по 8 июля в 12 городах России - Ульяновске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ярославле, Архангельске, Смоленске, Калининграде, Владивостоке, Кемерово, Самаре и Сочи были установлены скульптурные памятники святым Петру и Февронии Муромским. 8 июля 2009 года в г.Сочи у городского Дворца бракосочетания было торжественное открытие скульптурной ком¬позиции святым благоверным Петру и Февронии российского скульптора Чернявского К.Р.

Эта акция призвана укрепить в сознании россиян четкую ассоциацию Дня семьи, любви и верности с образами святых Петра и Февронии Муромских.

Дивен Бог во святых своих.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26