НЕСТАРЕЮЩИЕ СТРОКИ

В этом году первому дипломированному искусствоведу города Сочи Татьяне Николаевне Батраковой исполнилось бы 75 лет. Она стояла у истоков создания Сочинского художественного музея, занимая должность зам.директора СХМ по научной работе, была душой музея, его кормчим, куратором главныхнаправлений его деятельности. Татьяна Николаевна внесла большой вклад в формирование культуры города Сочи как искусствовед, давая компетентную оценку творчеству сочинских мастеров, испособствуя, таким образом, развитию сочинской организации художников. В архивах СГО ВТОО СХР - бережно хранимые статьи Татьяны Батраковой о наших художниках, написанные прекрасным слогом, высокопрофессиональные, не утратившие актуальности и сегодня. В память о замечательном человекенашего города повторная публикация статьи, вышедшей 12 апреля 1985 года в нашей газете «Черноморская здравница».

«ПОД ВИШНЯМИ В ЦВЕТУ»

«Виноградники Кубани» — так назвала сочинская художница Нина Сергеевна Киселёва пейзаж, созданный ею в одном из цехов сочинского винно-водочного завода.

Большая смальтовая мозаика постепенно раскрывает зрителю свой образный строй. Привлеченный удивительным геометрическим рисунком, взгляд узнает завораживающие бесконечностью причерноморские просторы Кубани с их прихотливым гористым рельефом. Напряженность, движение, пронизывают весь пейзаж, будто открывающийся из окна мчащегося автомобиля. Убегают столбики-опоры для виноградных лоз, то белея под лучами солнца, то исчезая в голубовато-синих тенях. Их энергичный ритм развивается и усиливается в широком узоре полей, будто нарисованном гигантской кистью. Тени облаков скользят по этому узору, и пластика гигантского орнамента, сделанного руками людей, соединяется с мощным пространством дальних горных силуэтов.

Сообразуясь с законами производства, стена в цеху прорезана дверными, вентиляционными проемами, линиями конвейеров. Ее нельзя увидеть всю сразу, потому что оборудование заслоняет отдельные части. Но весь этот антураж не мешает восприятию пейзажа, а как бы дополняет его, потому что все вместе пронизано едиными ритмами, признаками современности.

Красота современного пейзажа, преображенного человеческой деятельностью, открывается не каждому. В обширном наследии популярного искусства пейзажа эта тема, несмотря на многие завоевания, все еще в стадии становления.

Киселева обладает тем ясным и мужественным мировоззрением, которое необходимо художнику, чтобы принять душой новую рукотворную, созданную людьми и современным производством природу. Цельность, открытость — эти качества характера присущи и творчеству художницы. Они проявляются в каждом ее произведении острым чувством реальности, внося ясное, жизнеутверждающее начало. Эти же качества определяют и все направление, по которому развивается ее творчество.

Она хорошо чувствует современную архитектуру, предоставляющую художнику для монументальной живописи свободные пространства своих стен. Желание работать на большой плоскости (художница говорит: «Красить большую стену») и привело ее после окончания Ярославского художественного училища в монументальную мастерскую профессора ленинградского института имени Репина, народного художника СССР А. А. Мыльникова, Институт она окончила в 1967 году и с тех пор работает в Сочи. Первая большая роспись, сделанная в столовой консервного комбината имени В. И. Ленина, кажется наполненной радостью осуществления давней мечты. Цветущий весенний сад, легкие, трепетные белые соцветия, парящие в воздухе, девушки в Саду — праздником юности наполнена жизнь.

«Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету...»

Как и мозаика в цеху завода, роспись на комбинате вросла в жизнь предприятия. На фоне нарядного сада в дни торжеств фотографируются рабочие, роспись стала частью их отдыха.

Киселева относится к тем немногим, кто не поддался искушению попробовать себя в увлечении, захватившем в той или иной мере очень многих художников разных поколений и известном под названием ретро-стиля. Даже в тех случаях, когда такой шаг был, казалось бы, неизбежен из-за самого характера архитектуры, произведения художницы остаются наполненными дыханием современности.

На территории пансионата «Шепси» сохранился старый особняк, построенный на рубеже веков, 'он несет характерные стилистические признаки архитектуры того времени. Заботами дирекции пансионата он не был снесен, его реставрировали и решили использовать для игровых детских комнат. В не очень больших, уютных, но темноватых комнатах невысокими рельефными рамками на стенах выделены для живописи медальоны. Расписанные Киселевой, эти небольшие плоскости стали окнами, распахнутыми в мир. Гирлянды резных виноградных листьев, увитые цветами беседки, убегающие, вдаль дорожки парка, море, синеющее за балюстрадами набережных, паруса яхт, чайки — все это наполнило небольшое пространство комнат свежим морским воздухом, ароматом приморских парков.

Природа юга неизменно входит определяющим образным началом в монументальные произведения Киселевой. Художница любит юг, летним знойным днем она полна творческой энергии и работает, как всегда, без устали, напряженно.

Природа подсказывает не только образ, сюжет, но иногда и декоративный прием, стилистику.

Флорентийская мозаика на административном здании «Дендрария» органической, неотъемлемой частью входит в окружающий ее природный ландшафт. Особенно хороши она в дни сочинской поздней осени или в начале зимы. Мозаика просматривается с дорожки парка между платанами с низко' обрезанными ветвями. Впечатление от могучих стволов с шероховатой пятнистой поверхностью поддерживается напряженным и сдержанным многоцветьем натурального камня, из которого набрана мозаика. Девушки с секаторами, похожими на вылетающих из ладоней птиц, образует ветви в парке. Их босые ноги уверенно ступают по земле, их лица серьезны и сосредоточены, как при свершении торжественного обряда. Девушки здесь — и гармоническая часть природы, и полновластные ее хозяйки.

Замыслы работ Киселевой всегда просто и естественно связаны с назначением объекта, для которого создается произведение.

«Отдых в парке у источника» — так хотелось бы назвать мозаику, сделанную Киселевой в холле ванного здания БФО «Мацеста». Густая зелень южной растительности, перетекающие одна в другую кроны деревьев, и тенистые прохладные своды образуют роскошные кулисы, которые расступаются, чтобы дать место сверкающим потокам источника. Светлые балясины оград уводят взгляд вглубь парка, дышащего покоем и прохладой. Сам материал мозаики усиливает образную наполненность произведения. Кусочки смальты сверкают напряженным и сдержанным многоцветьем натурального камня, из которого набрана мозаика. Девушки с секаторами, похожими на вылетающих из ладоней птиц, образует ветви в парке. Их босые ноги уверенно ступают по земле.

Наиболее охотно использует Киселева в своих монументальных работах технику мозаики. Она привлекает художницу богатством цвета, сложностью фактуры. Киселёва умеет приноравливаться к ней, учитывать сам характер, специфику материала. Цветной картон в натуральную величину, предваряющий создание каждого произведения монументальной живописи на объекте, никогда не может быть в точности воплощением в материале, который сам, по словам художницы, заставляет приспособиться к его возможностям, использовать их. Поэтому так тщательно готовит она мозаичный набор сначала на полу, поэтому так зорко следит за переносом его на стену исполнителями.

Чтобы обращаться к природе как к главной теме своих монументальных работ, художнице необходимо постоянное непосредственное общение с натурой. Возможность такого общения дает ей графика или, точнее, рисунок. В мастерской Киселевой сотни рисунков, сделанных в Сочи или привезенных из творческих поездок в Вологду и Саяны, на Кольский полуостров и в Ленинград. Особенно много сочинских сюжетов — порт, судоремонтные мастерские, горные панорамы, приморские парки и целая серия, посвященная розам. На мой взгляд, многие рисунки выглядят вполне законченными работами.

Удивляюсь, почему художница всегда так скупо отбирает их для городских выставок. А она считает, что над этими листами еще надо работатьи работать, показывая листы, выполненные в творческих поездках. «Вот будет время, сделаю сочинскую серию. Для нее накопилось много материала, и надо будет закончить листы, привезенные летом с Кольского полуострова», — делится своими планами Киселева и добавляет, что лучших работ в мастерской сейчас нет. И литографии с изображением сочинских парков, и фонтанов, и листы, выполненные в творческих поездках, разошлись по республиканским и всесоюзным выставкам сразу после окончания работы в творческой группе и «ходят» по стране в составе передвижных выставок. Я думаю, о том, что останься эти листы в мастерской, художница нашла бы и в них недостатки, стала бы дорабатывать. «Да, это естественно, — как бы угадывая мои мысли, говорит она. — Ведь мы меняемся, меняется наше видение мира, усиливается требовательность к себе. Вот монументальные работы переделать уже нельзя».

В февральские дни такой неожиданной для Сочи длинной зимы в мастерской было холодно. За большими окнами белели запорошённые снегом дома, горы, деревья. А на больших листах бумаги, сколотых так, чтобы покрыть всю стену, художница рисовала залитые солнцем скверы, группы людей, устремляющихся в тенистые аллеи. Идет подготовка к созданию еще одной мозаики. На этот раз ее будут набирать из золотистых древесных пластин.

Т. БАТРАКОВА,

заместитель директора сочинского Выставочного зала по научной работе.

Фото В. ПРОНИНА.

12 .04. 1985 г.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26