ПОЛЕ ОБЩЕНИЯ

Когда я услышала со стороны о том, что проект «Люди Сочи. Фотоальбом» организует новое коммуникативное пространство, облегченно и счастливо выдохнула: все правильно! люди увидели, что главный нерв проекта – человек. В городе Сочи, благодаря проекту, «вырастает» совместное генеалогическое древо его жителей. Выставка и ее мероприятия непременно должны стать не только важным событием, но и активным полем взаимодействия между людьми. Судя по откликам, коммуникативное пространство уже существует. «Фотоистории» и связанные с ними более крупные темы - страницы прошлого Сочи, мир человека и место человека в истории - привлекают всё новых участников, сводят в процессе общения самыхразных людей на неформальной личностной почве.

Расскажу об одной из множества встреч, состоявшихся благодаря проекту.

Фаина Эдуардовна Абрамова, в прошлом - завлабораторией железнодорожной станции Сочи, ныне - пенсионерка. Родители Фаины Эдуардовны, Амедовы, жили по соседству с нашей семьей. Недавно, по стечению обстоятельств, я снова встретила Фаину (так и хочется называть ее одним этим именем, памятным по детству), рассказала ей о проекте «Люди Сочи. Фотоальбом», и она с удовольствием приняла предложение к участию в нем. За чашкой чая мы разглядывали её семейные фотографии, вспоминали прошлое, людей, события, свидетелями которых были.

Старое знакомство, благодаря проекту, обернулось вдруг глубоким проникновением в чужую жизнь, стало для нас обеих новым открытием друг друга. Но самым потрясающим было то, как в наших руках, перебирающих фотографии, материализовалась и наполнялась личным смыслом История. Ведь так-то, история – понятие абстрактное, умозрительное. Но, существуя в виде предметов и артефактов, она, как огромный безбрежный лабиринт, манит путешественника, и мы с Фаиной, держась за фотографии, словно за путеводную нить, погружаемся в былое, вступаем в Зазеркалье.

Глядя на эти снимки, я вдруг снова ощущаю себя девочкой, взбегающей, через ступеньку, на третий этаж к Амедовым за солью или луковицей. Эх, советское детство! время, когда все двери дома были открыты для детей, соседи были добры друг к другу, приглашали в гости и угощали пирогами…Невозможно представить родителей Фаины, Ксению Ивановну и Эдуарда Сергеевича Амедовых, участниками каких-либо семейных сцен, размолвок или склок, они были неизменно приветливы и доброжелательны. Мне невероятно нравилось заскакивать к ним по какому-нибудь поручению, вдыхать вкусный запах их дома, разглядывать диковинные вазочки, связанные крючком, салфеточки. Я до сих пор помню их голоса. И вот, через много лет, передо мною фотографии этих людей, где они и такие, какими я их запомнила, и такие, какими они были намного раньше, задолго до нашего знакомства.

Почему-то я думала, что Амедовы - из Узбекистана, наверное, потому, что они угощали соседей изумительным пловом, а в моем детском представлении это блюдо могли хорошо готовить только узбеки. Теперь я узнала, что Эдуард Сергеевич – крымский татарин, Амедов Эюб Сабрил. В 1930-е годы, в первую волну депортации татар, они с матерью бежали на Кубань, в пути его мать умерла.

Со своей будущей женой Ксенией Эдуард Сергеевич познакомился в Сочи, где они поженились и родили трех дочерей - Розу, Элю и Фаю.

«Почему у Эдуарда Сергеевича один глаз чуть ниже другого?», - осторожно спрашиваю. «Он в детстве упал с лошади. У его родителей был табун, непростые люди они были», - сдержанно отвечает хозяйка архива, и заговаривает о другом, чувствуется, что «крымско-татарская» тема для нее - это отдельный разговор.

Фаина раскладывает на столе пять очень старых фотокарточек начала 1910-х годов, покрытых мелкими трещинками кракелюра, словно вуалью. Это фотографии предков Фаины по материнской линии: вот, на фоне декорации с уходящей лентой реки - молодая бабушка Фаины, Дарья Федотовна, жительница хутора Бальчанский Павловского района Краснодарского края. В свадебном платье, она, не скрывая счастливого выражения лица, прильнула к своему супругу; а вот, она же - с подружкой невесты, с друзьями, с родственниками. А на этом фото – Дарья Доценко навещает мужа, Ивана, на каком-то участке фронта гражданской войны – увы, так он и не вернулся к мирной жизни, погиб в сражении.

Одна из самых потрясающих фотографий семейного архива Фаины Эдуардовны – снимок 1939 года выпускников курсов радио-инструкторов, запечатлевший тридцать человек, в том числе, молодого Эдуарда Амедова. Качество снимка удивительное, четкость невероятная, а лица – это целая поэма, кажется, что для него специально подбирали людей с наиболее выразительной наружностью. Состоявшийся гениальный кастинг для несостоявшегося гениального фильма 30-х годов ХХ века! Поражают своим разнообразием головные уборы: кепки, шапки, шляпки, береты, есть даже шлемы - настоящий парад модных на тот момент аксессуаров!

Фаина Эдуардовна рассказывает: «Папа знал целый ряд профессий, много лет был начальником Главкинопроката. Но настоящим его призванием оказалось поварское дело, он долго и успешно работал в ресторанах Сочи. Мама большую часть трудовой жизни провела на должности диетсестры в санаториях «Приморье», «Золотой Колос», «Сочи»». Мы смотрим на фотографии супругов Амедовых разных лет – красивые люди, большая наполненная заботами и радостями жизнь.

Фотографии конца 1950-х с юной Фаиной-десятиклассницей в предгорьях Эльбруса напоминают одновременно «Вертикаль» и «Кавказскую пленницу», вышедшие на экраны несколько позже. Сколько романтики в этих снимках! Казалось бы, чужая история, но, глядя, на эти фото, чувствуешь на плечах тяжесть рюкзака, ощущаешь дуновение ветра, тепло ласкового солнца, запахи и звуки природы.

Окончив сочинское медучилище, Фаина Эдуардовна поступила в МГУ на биологический факультет, получила диплом и вернулась в родной Сочи, гдеустроилась на работу в онкодиспансер. Фотоснимок начала 1970-х годов, где запечатлены сотрудницы онкодиспансера, словно сделан спецкором «Огонька» к репортажу о самых красивых советских девушках в профессии!

После совместного просмотра фотографий мы с Фаиной какое-то время не можем прийти в себя, вернуться в настоящее. Вот какие удивительные эти старые фото! Они наши проводники в утерянные миры, полные зеркал и реальностей, когда параллельно с чьими-то лицами видишь и свое, наблюдающее, разглядывая чужую жизнь, думаешь о своей…

Людмила Павлова,

арт-проект «Люди Сочи. Фотоальбом»

http://sochi-face.ru/







Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26