ВЫСТАВКА КЛАРЫ ГОЛИЦЫНОЙ

В художественном музее открылась выставка для нас необычная, такие экспозиции привычнее для Москвы и Петербурга, для больших городов, в которых искусство современное и экспериментальное давно занимают свою нишу. В то же время, заинтересованный зритель есть везде. И где бы он ни был, современное искусство вызывает у него массу вопросов, оно действительно нуждается в переводчике и толкователе в большей степени, нежели классическое.

В показанном на открытии выставки фильме о Кларе Голицыной, которая, хотя и не смогла приехать, но рассказала о себе и поприветствовала своего зрителя через экран, ключевыми словами были: «В искусстве я всегда делала то, что хотела!».

Клара Голицына принадлежит к поколению художников «второго авангарда» (1957-1987). Он рождается в период «оттепели» в процессе освобождения части искусства от социалистического реализма. Таким образом, речь неизбежно пойдет об абстракционизме, ибо советскому художественному официозу был противопоставлен именно он. Кстати, в строгом понимании этого слова московский и ленинградский абстракционизм тех лет абстракционизмом и не является, потому что данный термин обозначает беспредметное нефигуративное искусство. Особенность русского абстракционизма в том, что он не порывает с предметом окончательно, он как бы между «предметной» и «беспредметной» живописью.

Так и работы Клары Голицыной – они и абстрактные, и фигуративные. Например, среди линий, являющихся главным изобразительным элементом в ее картинах, мы видим человека.

И все же требовательное «Объясните мне, что это такое!» витает в воздухе, потому что абстракционизм, которому уже более 100 лет со времени появления, до сих пор многих обескураживает. Поэтому в двух словах о том, почему искусство ХХ-начала XXI века «другое», и по каким причинам оно столь отличается от классического.

Задача художника - сделать в искусстве то, что до него еще никто не сделал. В ходе своего развития реалистическое искусство реализовало решительно всё в своем направлении. Уже невозможно превзойти старых мастеров в изображении человека, импрессионистов в передаче цвета, Сезанна в работе с формой и т.д. Малевич это резюмировал, поставив «квадратную» точку истории классического искусства. Мир внешний освоен полностью, проблема «как сказать» - ведь когда-то художники не умели реалистически строить пространство! - тоже решена. Задачей становится не «как сказать», а «что сказать». Искусство ХХ века - это искусство интеллектуальное.

Вернемся к выставке в Сочинском художественном музее.

Не будем углубляться в историю русского неоавангарда - об этом лучше всего прочитать в большом издании 2012 года «Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е годы». К тому же в музее представлены работы не тех славных времен, а более поздние. В целом сочинцы должны знать, что на нас упал кусочек столичной культуры в ее совершенно не ангажированном - ни тогда, ни сейчас – варианте. «Я всегда делала то, что хотела!», - сказала художник. Ее искусство несет удивительное чувство свободы. Зав.выставочным отделом музея Борис Салахов на вернисаже поделился догадкой, почему столь известная художница, работы которой хра­нят­ся в соб­ра­ни­ях Треть­яков­ской га­ле­реи, Рус­ско­го му­зея, Мос­ков­ско­го му­зея сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва, в ав­то­ри­тет­ных рос­сий­ских и за­ру­беж­ных час­тных кол­лекци­ях, вдруг захотела сделать выставку в Сочи: с нашим городом связаны эпизоды молодости супругов Голицыных, и на многих работах Клары Голицыной мы видим изображения влюбленных. Иногда намеченные одним лишь абрисом, они – как тайный знак воспоминаний, понятный только ей…

Людмила Павлова,

член СГО ВТОО «СХР».

Особая благодарность за выставку куратору Ирине Полозовой,

члену ТСХР (г.Липецк).

22.05.2018г.




Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26