ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Рубрику ведет С.М.Артемьев

Вознесение Господне относится к числу двунадесятых, то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения -праздник Троицы, или Пятидесятницы.

Вознесение Господне это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение - это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвеч¬ному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.

Иисус Христос после Своего Воскресения оставался на земле сорок дней. В эти дни Он, являясь своим ученикам, приготовлял их к проповеди Евангелия по всей земле. Всего же рассказывается о восьми явлениях Иисуса Христа. В последний, сороковой день Он собрал всех апостолов на Елеонской горе. Иисус сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле, идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа; Я с вами во все дни до скончания века". Подняв руки Свои, Он благословил их и стал возноситься от земли, облака скрыли Его.

Евангельское повествование иконописцы раскрыли в композиции, на которой в центре - возносящийся в сиянии Христос, Его несут два ангела, внизу - Богородица, апостолы и ангелы, указывающие на Христа.

Праздник Вознесения установлен в середине IV века. Первое упоминание об иконе Вознесения относится к VI веку. По словам Хориция, она находилась вместе с другими иконами евангельского цикла в городе Газе.

Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоявшие у Елеонской горы, являли собой первую Христианскую Церковь. Этот образ, полный любви и надежды, - знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в Церкви и будет хранить ее вовеки.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

День Пятидесятницы - это начало новой ду¬ховной эры в истории Церкви, человечества и Космоса. Праздник Пятидесятницы - день явления Духа Божия в Церковь. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын - Ло¬гос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней, поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы. Древние и новые теософы говорят, что христианство -один из многих путей к Богу. Но Христос сказал: "Никто не приходит к Отцу, как только че¬рез Меня" (ин. 14,6).

В Библии (Книга Бытия, XVIII) рассказывается о том, как однажды старцу Аврааму, си¬девшему перед своим шатром, явился Бог в образе трех странников. Авраам и его жена Сарра радушно приняли гостей: слуги забили тельца, а Сарра испекла хлеб. Ученые-богословы истолковали этот библейский рассказ как подтверждение троичности Божества.

Следуя церковной догматике, византийские мастера создали два иконописных вари¬анта Троицы. Один точно следовал библейскому тексту, а в другом самой главной была идея троичности Бога, она исключала какие бы то ни было бытовые детали, малейшие признаки земного бытия.

Иконы Троицы на Руси появились еще до татаро-монгольского нашествия. Русские мастера писали икону по библейскому сюжету. И только в XV веке, после того как появилась "Троица" Андрея Рублева, художники обращаются к догматическому толкованию темы. Иконописец на иконе изобразил Божество, освобожденное от всего земного, сияющее Небесной чистотой, излучающее свет и добро. На иконе изображены Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, и воспринимается эта Троица как единое Божество. С XVI века на Соборе было решено: "Троицу писать так, как писал Андрей Рублев... а от себя ничтоже придумывать".

Иконография Пятидесятницы - сошествие Святого Духа - начала складываться в VI веке. Двенадцать апостолов располагают обычно полуовалом. Сверху из сегмента неба на апостолов нисходят лучи, над головами апостолов красные языки пламени. Внизу, в центре, под аркой, аллегория Космоса в образе старца с короной на голове. В руках Космоса плат, на плате двенадцать свернутых свитков. На фоне по сторонам две башни, соединенные обычно стеной. Между вершинами башен -велум - ткань, переброшенная с одного архитектурного здания на другое или с одной колонны на другую. В иконографии условно обозначает внутреннее помещение, в котором происходит изображаемое событие.

Пятидесятница не только начало Церкви Христовой, но и ее вечно длящееся бытие, излияние Духа Святого и освящение верующих в молитвах и Таинствах.

Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно прекрасным храмом Божества вовеки.


Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26