В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ…

Хочется поблагодарить журналиста Ингу Кульбицкую за ее публикацию в «Черноморской здравнице» о сочинском художнике Киселевой Н.С. В статье «В своем отечестве» ясно прослеживается заинтересованность автора в развитии и продвижении сочинской художественной культуры. Современное искусство (искусство Новейшего времени и современный художественный процесс) давно стало областью «специальной», воспитанию зрителя не уделяется достаточного внимания. Выставка Нины Киселевой, безусловно, могла бы стать пространством для интереснейшего разговора о языке современного искусства и о природе искусства в целом.

Людмила Павлова

В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ…

В мастерской художника

В разговоре о художниках Сочи некто назвал сочинскую художницу Нину Киселеву великой. Нет пророка в своем отечестве! – говорил этот человек, припомнив заодно и сочинский Квартет Рахманинова: по его словам, здесь мы тоже не вполне понимаем, насколько высокого уровня эти мастера.

Что спорить, творческие силы в нашем городе действительно есть, и есть люди выдающиеся. В области изобразительного искусства художник Нина Киселева явление исключительное. По горячим следам я тут же захотела побывать в ее мастерской и поделиться свежими впечатлениями с читателями «Здравницы».

Сразу надо определиться «во времени»: Нина Киселева принадлежит к поколению «семидесятников». Ее творческая биография более чем достойная. Окончив художественное училище в своем родном городе Ярославле, в 1960-м она поступает в институт им. Репина (Академия художеств), учится в мастерской монументальной живописи А.А. Мыльникова, защищает диплом «на отлично» в 1966 году. Выходит замуж за сочинца, переезжает в наш город. В 1974 году становится членом Союза художников СССР, создает множество работ в городской среде (например, мозаику на здании так называемого «дома-гармошки» по ул. Навагинской; ныне утраченные работы - на административном здании парка "Дендрарий", мозаика из туфа на здании Научно-исследовательского института горного садоводства, на здании "Новая Мацеста", мозаика "Зеленый парк", сочинский Винзавод, зал розлива вин, мозаика "Виноградники Кубани" и др.), работает в области станковой живописи и графики. Восемь графических листов художника находятся в коллекции Сочинского художественного музея. В 90-е годы она участвовала в масштабном проекте Союза художников России, а именно: в числе 20 лучших графиков России работала в различных регионах, затем следовали выставки по итогам этих творческих командировок в Москве и других городах. Именно она, Нина Киселева, представляла наш город как большой мастер, зрелый художник.

Увы, она не знает, что сегодня осталось от ее работ, говорит, что даже не представляет себе этого. Пройти на территорию того же винзавода... даже не знает, как подступиться. Это обратная сторона медали профессии художника-монументалиста, вроде бы сделанные из прочных материалов их работы совершенно беззащитны перед меняющимися условиями жизни. Было бы хорошо, если бы люди понимали значение художественных работ для их создателей-авторов, и хотя бы шли навстречу просьбам просто их сфотографировать, пускали художников на территорию объектов.

Но… проследуем в мастерскую. Давайте привыкать к определению «скромная», потому что художники ее поколения и круга редко имеют мастерскую в сто квадратных метров с французскими окнами. Заметим, что сам по себе факт обладания таким «богатством», как и неимение оного, ни о чем не говорит (на эту тему вспоминаются самые разные случаи, от литературных - студия ставшего «модным» художником гоголевского Чарткова, до реальных – совсем не претендующих на внешний лоск мастерских представителей андеграунда).

Когда Нина Киселева стала извлекать из штабеля одну работу за другой, показалось, что в пасмурный день появилось солнце, и все стало видеться иначе. Бытовое и мысли о делах насущных куда-то делись, пришло чудесное избавление от эгоистических волнений и мелочных тревог. Ты просто смотришь, и пытаешься разобраться в своих ощущениях, понять другого, потому что художник открыт, и способность осуществить предлагаемый диалог уже само по себе достижение.

Работы Нины Киселевой - это высокопрофессиональное искусство, за которым школа и большая традиция. Почему я это подчеркиваю? Потому что сегодня, как никогда, зритель ищет ориентиры. В современном мире давно все смешалось, чтобы разбираться в искусстве, нужно заниматься этим специально (собственно, это касается всего, в чем бы мы хотели преуспеть). История искусства на импрессионистах и передвижниках не заканчивается, как верно и то, что мир в целом с тех времен сильно изменился.

Живопись Нины Киселевой достаточно абстрактна, хотя автор и говорит о пейзажной основе своих сочинений, графика фигуративна, то есть в ней есть изобразительность, сюжетность.

О «пейзажности» своих картин Нина Киселева говорит так, словно само собой, каждый видит и мокрый асфальт, и уходящую дорогу, и зеленый массив. «Я конечно, обобщаю, признает она, но тем не менее…». Соглашаясь с художником – что тут возразишь? – смотришь и тонешь в бездонности цвета, прослеживаешь движение форм, и думаешь: сюжет не важен. Живопись, сопоставимая с музыкой Губайдулиной и Шнитке, отмеченная строгим и смелым вкусом, пониманием и ощущением формы и композиции…

Отталкиваясь от живого непосредственного впечатления, Нина Киселева создает искусство. Триптих «Море» (2017) - это именно оно, море, причем показанное без горизонта, просто вода. Как говорится, наша тема, но беда в том, что создаваемые изображения «самого синего в мире» чаще всего - кич. У Нины Киселевой это образ без малейшей примеси чужого, банального, подражательного, это взгляд уникальный и очень ясный, отражающий собственную глубину художника. Поэтому ее море кажется мыслящим и чувствующим существом.

В графике Нины Киселевой нет лиризма, который присутствует в ее холстах. Выполненная в смешанной технике, соединяющей цифровую печать, коллаж, рисунок, она динамична, остроумна, насыщена действием. Чего и кого здесь только нет – персонажи, города, различные ситуации. Ты как будто листаешь станицы современной прозы, сочиненной на языке пространственного искусства. Формы и среда в ее графике одинаково активны, они взрывают друг друга и объединяются, складываясь в замысловатую мозаику отражений, иллюзий, страстей, веселья, разрушения и надежды. У нас все плохо. У нас все хорошо.

Искусство на то и искусство, что говорит оно на своем языке и с каждым в отдельности, и сколько ни произноси «халва», слаще не станет, необходимо непосредственное участие в общении с Прекрасным. Нина Киселева давно готова к персональной выставке, ее живопись и графика оформлена для этой цели. Как рассказала художница, сочинское городское отделение ВТОО «Союз художников России» поставило ее выставку в план на 2018 год, но, к сожалению, художественный музей данную инициативу не поддержал.

Я не стала передавать Нине Киселевой вышеприведенный эпитет «великая» применительно к ней, и потому, что она человек ироничный, и потому, что это ничего не меняет: настоящий художник будет работать независимо от того, есть признание «в своем отечестве», или нет. Однако, она очень расстроена из-за того, что ее выставка никак не состоится. Ведь у нас же все хорошо!?

Но почему тогда в течение двух лет Нина Киселева не может получить право на проведение ее персональной выставки, в то время как целый ряд экспозиций сомнительного художественного достоинства проходят на площадях Сочинского художественного музея? В этой связи возникает уместный вопрос: кто, и по каким критериям определяет плановую выставочную политику, почему в этой сложившейся системе нет места подлинному искусству.

Нина Киселева регулярно представляет наш город на всероссийских и международных художественных выставках, участвует в крупнейших выставочных проектах, ее хорошо знают в Академии художеств. Учитывая, что музей является мерилом высокого уровня изобразительного искусства (по предпочтению, хотя бы), то такие художники, как она, должны показываться в его стенах в первую очередь. Их должны приглашать, а не превращать в просителей.

Мне кажется, такая позиция по отношению к талантливым художникам со стороны тех самых чиновников, призванных на государственную службу, чтобы защищать интересы народа, в данном случае - формировать художественный вкус и интеллект, должна быть у профессионалов своего дела. Уж слишком тонкая здесь грань - от искусства к стяжательству. А может, и правда, заставить особенно талантливых платить за выставочные площади. А с бездарей брать еще больше. Только при чем тогда искусство?

Нина Киселева не только готова показать свою живопись и графику в Художественном музее, она собирается в этом году сделать экспозицию из черно-белой графики в "Арт-Медиа-Центре "Родина". Вот такая активность. Вот такой талант!

Инга КУЛЬБИЦКАЯ.














Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26