РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЫСТАВКЕ

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…». Эти слова Тютчева используются в самых разных случаях, применительно к творчеству чаще всего. Действительно, художник пишет картину, и совершенно неожиданным для него же может быть восприятие ее у зрителя.

В музее открылась выставка СГО ВТОО СХР «Художники – городу Сочи». Илья Кукушкин, представивший на ней свою картину «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», вряд ли думал, что она будет выделена в предисловие.

В картине вопрошает фарисей, он настойчив и активен, но диалог невозможен, слишком разное наполнение и цели у его участников. Сила лицемерия в умелой риторике и напористости.

Это о том, что порой совсем непросто различить, что подлинное, а что – нет.

Говоря об искусстве, проблема, казалось бы, решаема: есть искусствоведы - люди, разбирающиеся и грамотные, умеющие в своей области отделять «зерна от плевел». Но…

В оценке содержания выставок – а их 17 ноября в музее открылось целых четыре, причем, очень разных - беда в том, что серьезного обсуждения не предвидится, нет у нас искусствоведческого сообщества. А было бы неплохо послушать специалистов! Подчеркнем, оценка должна быть беспристрастной и профессиональной, никакой вкусовщины. Зачем нужна компетентная критика? Если ее нет, слабые работы можно легко выдвигать как сильные, причем их творцы уверуют в собственную культурную миссию. В то же время, «сильные» работы на выставках из-за соседства со «слабыми» уравниваются в своем значении, и зритель совершенно не понимает, чем восхищаться. В таком случае об эстетическом воспитании не может быть и речи, а ведь это одна из главных задач музея.

Зритель тем более оказывается в трудной ситуации, когда выставок предлагается сразу несколько: представьте, что вас пригласили на концерт и предложили подряд прослушать джаз, классическую музыку, рок, и, к тому же, все это исполнялось бы на разном уровне мастерства.

Абсолютно точно, что лет десять-пятнадцать назад наполнение музеев временными выставками было более взыскательным, требования к составу работ предъявлялись достаточное строгие. В художественных салонах, цель которых – продажа, допустимо смешение уровней работ и художников, но музеи – это бастионы высокого вкуса, они несут ответственность за его формирование у зрителя.

Сочинская организация художников всегда старалась предоставлять в музей достойные работы, и в этот раз на выставке «Художники – городу Сочи» высокопрофессионального искусства представлено немало. Жаль, что под нее отвели всего один зал, работы развешены в два ряда, а это мешает восприятию, впечатления наслаиваются, трудно сосредоточится на каждом произведении в отдельности.

Честно говоря, не все прошло так, как хотелось бы. Совместной выставки профессиональных художников Сочи в музее не было давно, это новый проект СГО, посвященный Дню города. Хотя власти города выказали уважение художникам (с теплыми приветственными словами выступили зам.главы Администрации города Сочи Романец Ирина Васильевна и начальник управления культуры Кузьмина Лидия Николаевна), в общей массе открывшихся в этот день выставок значимость проекта СГО смазалось.

Были также проблемы с организацией выставки «Художники – городу Сочи»: с транспортировкой работ, с освещением в зале, даже на открытии оно было неэкспозиционным, дневным, где-то солнечный свет слепил, где-то всё уходило в тень.

Хочется закончить оптимистично, с надеждами на лучшее. Все будет хорошо! Сочинское отделение ВТОО «Союз художников России» всегда готово к сотрудничеству с музеем и Администрацией города Сочи, планов и творческих идей у нас множество. Что же касается искусствоведов, о них нам пока остается только мечтать.

Людмила Павлова, член Союза художников России,

член Правления СГО ВТОО СХР



Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26