4 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ Казанской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Рубрику ведет Сергей Артемьев

Из множества икон Богородицы, почитаемых Русской православной церковью, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.

Пока в Римской империи, где заро­дилось христианство, господствовал латинский этнос, ее религией было православие, сохраняемое в непо­врежденном виде с апостольских времен. Это был «Первый Рим», по формуле Филофея. И только после вторжения в империю варваров в конце V века завоеватели, формаль­но принявшие христианство и усво­ившие латинский язык, начали иска­жать дух вероучения, приспосабливая его к особенностям своего ментали­тета. Вот так и возникла Католическая церковь. Опираясь на великолепно отлажен­ную иерархическую структуру, като­лическая цивилизация начала увеличивать контролиру­емую ею область пропорционально своим внутренним возможностям, т.е. расширяться на север и запад.

Она быстро дошла и до природных границ - Северного моря и Атланти­ческого океана, на юге уперлась в мощную исламскую цивилизацию и остановилась. Оставалась еще одна возможность - расширяться на вос­ток. Крестовые походы, захлебнув­шиеся на Ближнем Востоке, переори­ентировались на Русь. Вначале их организовывали миссионеры герман­ских расе - шведы и немцы, облюбо­вавшие районы Новгорода и Пскова, но великий православный воин Алек­сандр Невский в XIII веке показал "наше превосходство и надолго отбил у них охоту здесь миссионерствовать. Но католицизм не оставил своей «вос­точной мечты» и в XV-XVII веках попытался воплотить ее в жизнь рука­ми поляков и литовцев. И опять мы выстояли. Почему? Ответ на этот вопрос дан Львом Толстым. Проана­лизировав Отечественную войну 1812 года, т.е. последнюю попытку като­ликов подчинить себе Россию, он объяснил поражение католичества тем, что на него «легла» рука более сильного духом противника. Это верно и для более ранних противостояний католической и православной циви­лизаций. Удерживать свои западные рубежи нам пришлось очень дорогой ценой, и именно это взрастило из нас нацию бойцов. Несравненная доблесть православного воинства проявилась особенно ярко в период турецких войн конца XVIII века, когда наши чудо-богатыри вернули магоме­тан в их естественные границы, вытес­нив из Северного Причерноморья, где они «сели не на своего коня».

После этого сила нашей православной цивилизации неизбежным образом должна была обратиться на восток - Урал, Прибайкалье, Восточную Сибирь, Приамурье и Приморье. Только шестая часть света могла быть пропорциональна нашей духов­ности, ибо эта духовность несла в себе полноту Христовой истины. Но на этом направлении все было по-другому, здесь потребовались совсем иные качества. В начале VIII века отсюда пошла на нас такая сила, сопротивляться которой было невоз­можно, так что героизм оказался не просто бесполезным, но и самоубий­ственным, и его приходилось сдер­живать. Попытка нанести Батыю воен­ное поражение на Калке, и особенно на Сити, поставила Русь на грань полного уничтожения. Татаро-мон­гольский монолит нельзя было рас­колоть ударами, его надо было чем-то постепенно разъедать, и русские научились делать это, запасясь терпе­нием. Научил их этому тот же Александр Невский, явивший себя сразу в двух ипостасях: для католиков - как неустра­шимый и непобедимый воин, для кочевников - как мудрый дипломат. Он несколько раз ездил в Орду, нала­живая доверительные отношения с ханами, что было довольно унизи­тельно. Можно представить себе, сколько усилий стоило ему сдержи­вать свою княжескую гордость. Что помогало ему в этом? Прежде всего, осознание того, что интересы нации выше любых личных амбиций. Но, помимо этого, можно предположить, что он относился к ордынцам как к уменьшим братьям, достойным жало­сти, поскольку они пребывали во тьме язычества. Эта завещанная Хри­стом любовь к врагам растопила сердца ордынских вельмож, и благо­верный князь обеспечил себе проч­ный тыл на Востоке, сосредоточив все силы на отражении угрозы с Запа­да. Такая стратегия принесла блестя­щие плоды, поскольку под влиянием контактов с более высокой право­славной цивилизацией степняки начали выходить из стадии дикости, и основанная на страхе дисциплина войска стала падать, и государство их со временем перестало быть тота­литарным. Этот процесс окуль­туривания привел к тому, что Орда развалилась на отдельные ханства, а как сказано в Еван­гелии, царство, разделившееся само в себе, не устоит. Дольше других сохранился осколок Орды, именуемый Казанским ханством, но и там появилась «русская партия», желающая присоеди­ниться к усилившейся Москве. И, наконец, настал момент исти­ны: православное войско госу­даря Иоанна IV, одержав побе­ду над ханскими отрядами, взяло Казань, освободив при этом 60 тысяч плененных русских людей. Подчеркнем, что это были не «война цивилизаций» и не Кре­стовый поход. Войдя в город, русские не тронули ни одной мечети и крестили в христиан­скую веру только татар, которые сами того хотели, а таких было немало. В Казани были возве­дены православные храмы, в которых проповедовалось слово Божие. И вскоре явился небесный знак, показывавший, что это угодно Богу: по видению девятилетней девочки Матроны Онучиной была обретена чудотворная Богородичная икона, получившая наименование «Казан­ская». Матерь Божия через свой див­ный образ благословляла русских просветителей продолжать свою рабо­ту, идя дальше на восток. И русские откликнулись на этот призыв: вскоре дружина Ермака Тимофеевича, а вслед за ней и другие православные казачьи отряды начали мирную хри­стианизацию сибирских племен.

Этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. Он был явлен по указанию самой Пресвятой Бого­родицы, поэтому особенности изо­бражения, несомненно, опреде­ляются его предназначением. После обретения в 1579 году на пожа­рище в Казани икону принял и пере­нес в церковь будущий патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Он же написал службу Казанской иконе и «сказание» о ней. Как показала история, эта встреча была знамена­тельна, так как в Смутное время (1606-1613 гг.) именно патриарх Гермоген вдохновил рассеянный русский народ, лишенный царя-помазанника, на освободительную войну против ино­земцев и разбойничьей власти. Народ­ное ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, с небесной помощью иконы, присланной из Казани, выгнало польских католиче­ских захватчиков. Казанская икона стала военным стягом народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством. Нашла свое объяснение и ее необыч­ная иконография. Богородица с Бого-младенцем стоят «плечом к плечу», обращенные в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасите­ля. Предельно лаконичное поясное изображение приводит на память славословие о Богородице - воспе­ваемая как «нерушимая стена», «избранная воевода победительная». Видимым образом через свою Казан­скую икону Богородица открыла России,что Она - ее щит и заграда. С тех пор ей молятся, зная, что она «источает неоскудные милости», «предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонрав­ные и богобоящиеся рабы своя» (из кондака Казанской иконе). С Казанской иконой связаны многие исторические события России. В 1682 году свт. Митрофаний Воронежский предсказал, что до тех пор, пока Казанская икона будет в Петербурге, враг не вступит в него. Сестра Петра I Наталья привезла в новую сто­лицу чудотворный список, став­ший самым почитаемым в горо­де. Для прославления святыни был выстроен величественный Казанский собор, в котором в Отечественную войну 1812 года молился Божией Матери русский полководец князь Михаил Илла­рионович Кутузов. После побе­ды в собор были свезены все захваченные у французов пол­ковые знамена и сорок пудов церковного серебра, пошед­шего на иконостас и подсвеч­ник к чудотворной иконе. Православная церковь празд­нование Казанской иконы Божией матери отмечает 4 ноября по новому стилю, а с недавних пор эта дата стала обще­национальным праздником. В чем же состоит мистическое значе­ние того факта, что одна и та же икона благословила наше миролюбие и защиту своих рубежей с оружием в руках? Это указание на то, что наша историческая миссия состоит в том, чтобы стоять насмерть, отста­ивая Христову истину, чтобы делить­ся ею в нужный момент с теми, кто будет в ней нуждаться. И эту обя­занность никто с нас не снимает. Будем же верны своему предна­значению до конца времен.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26

Телефон для справок:

Секретарь 8(862)262-06-54