4 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ Казанской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Рубрику ведет Сергей Артемьев
Из множества икон Богородицы, почитаемых Русской православной церковью, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.
Пока в Римской империи, где зародилось христианство, господствовал латинский этнос, ее религией было православие, сохраняемое в неповрежденном виде с апостольских времен. Это был «Первый Рим», по формуле Филофея. И только после вторжения в империю варваров в конце V века завоеватели, формально принявшие христианство и усвоившие латинский язык, начали искажать дух вероучения, приспосабливая его к особенностям своего менталитета. Вот так и возникла Католическая церковь. Опираясь на великолепно отлаженную иерархическую структуру, католическая цивилизация начала увеличивать контролируемую ею область пропорционально своим внутренним возможностям, т.е. расширяться на север и запад.Она быстро дошла и до природных границ - Северного моря и Атлантического океана, на юге уперлась в мощную исламскую цивилизацию и остановилась. Оставалась еще одна возможность - расширяться на восток. Крестовые походы, захлебнувшиеся на Ближнем Востоке, переориентировались на Русь. Вначале их организовывали миссионеры германских расе - шведы и немцы, облюбовавшие районы Новгорода и Пскова, но великий православный воин Александр Невский в XIII веке показал "наше превосходство и надолго отбил у них охоту здесь миссионерствовать. Но католицизм не оставил своей «восточной мечты» и в XV-XVII веках попытался воплотить ее в жизнь руками поляков и литовцев. И опять мы выстояли. Почему? Ответ на этот вопрос дан Львом Толстым. Проанализировав Отечественную войну 1812 года, т.е. последнюю попытку католиков подчинить себе Россию, он объяснил поражение католичества тем, что на него «легла» рука более сильного духом противника. Это верно и для более ранних противостояний католической и православной цивилизаций. Удерживать свои западные рубежи нам пришлось очень дорогой ценой, и именно это взрастило из нас нацию бойцов. Несравненная доблесть православного воинства проявилась особенно ярко в период турецких войн конца XVIII века, когда наши чудо-богатыри вернули магометан в их естественные границы, вытеснив из Северного Причерноморья, где они «сели не на своего коня».
После этого сила нашей православной цивилизации неизбежным образом должна была обратиться на восток - Урал, Прибайкалье, Восточную Сибирь, Приамурье и Приморье. Только шестая часть света могла быть пропорциональна нашей духовности, ибо эта духовность несла в себе полноту Христовой истины. Но на этом направлении все было по-другому, здесь потребовались совсем иные качества. В начале VIII века отсюда пошла на нас такая сила, сопротивляться которой было невозможно, так что героизм оказался не просто бесполезным, но и самоубийственным, и его приходилось сдерживать. Попытка нанести Батыю военное поражение на Калке, и особенно на Сити, поставила Русь на грань полного уничтожения. Татаро-монгольский монолит нельзя было расколоть ударами, его надо было чем-то постепенно разъедать, и русские научились делать это, запасясь терпением. Научил их этому тот же Александр Невский, явивший себя сразу в двух ипостасях: для католиков - как неустрашимый и непобедимый воин, для кочевников - как мудрый дипломат. Он несколько раз ездил в Орду, налаживая доверительные отношения с ханами, что было довольно унизительно. Можно представить себе, сколько усилий стоило ему сдерживать свою княжескую гордость. Что помогало ему в этом? Прежде всего, осознание того, что интересы нации выше любых личных амбиций. Но, помимо этого, можно предположить, что он относился к ордынцам как к уменьшим братьям, достойным жалости, поскольку они пребывали во тьме язычества. Эта завещанная Христом любовь к врагам растопила сердца ордынских вельмож, и благоверный князь обеспечил себе прочный тыл на Востоке, сосредоточив все силы на отражении угрозы с Запада. Такая стратегия принесла блестящие плоды, поскольку под влиянием контактов с более высокой православной цивилизацией степняки начали выходить из стадии дикости, и основанная на страхе дисциплина войска стала падать, и государство их со временем перестало быть тоталитарным. Этот процесс окультуривания привел к тому, что Орда развалилась на отдельные ханства, а как сказано в Евангелии, царство, разделившееся само в себе, не устоит. Дольше других сохранился осколок Орды, именуемый Казанским ханством, но и там появилась «русская партия», желающая присоединиться к усилившейся Москве. И, наконец, настал момент истины: православное войско государя Иоанна IV, одержав победу над ханскими отрядами, взяло Казань, освободив при этом 60 тысяч плененных русских людей. Подчеркнем, что это были не «война цивилизаций» и не Крестовый поход. Войдя в город, русские не тронули ни одной мечети и крестили в христианскую веру только татар, которые сами того хотели, а таких было немало. В Казани были возведены православные храмы, в которых проповедовалось слово Божие. И вскоре явился небесный знак, показывавший, что это угодно Богу: по видению девятилетней девочки Матроны Онучиной была обретена чудотворная Богородичная икона, получившая наименование «Казанская». Матерь Божия через свой дивный образ благословляла русских просветителей продолжать свою работу, идя дальше на восток. И русские откликнулись на этот призыв: вскоре дружина Ермака Тимофеевича, а вслед за ней и другие православные казачьи отряды начали мирную христианизацию сибирских племен.
Этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. Он был явлен по указанию самой Пресвятой Богородицы, поэтому особенности изображения, несомненно, определяются его предназначением. После обретения в 1579 году на пожарище в Казани икону принял и перенес в церковь будущий патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Он же написал службу Казанской иконе и «сказание» о ней. Как показала история, эта встреча была знаменательна, так как в Смутное время (1606-1613 гг.) именно патриарх Гермоген вдохновил рассеянный русский народ, лишенный царя-помазанника, на освободительную войну против иноземцев и разбойничьей власти. Народное ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, с небесной помощью иконы, присланной из Казани, выгнало польских католических захватчиков. Казанская икона стала военным стягом народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством. Нашла свое объяснение и ее необычная иконография. Богородица с Бого-младенцем стоят «плечом к плечу», обращенные в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Предельно лаконичное поясное изображение приводит на память славословие о Богородице - воспеваемая как «нерушимая стена», «избранная воевода победительная». Видимым образом через свою Казанскую икону Богородица открыла России,что Она - ее щит и заграда. С тех пор ей молятся, зная, что она «источает неоскудные милости», «предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы своя» (из кондака Казанской иконе). С Казанской иконой связаны многие исторические события России. В 1682 году свт. Митрофаний Воронежский предсказал, что до тех пор, пока Казанская икона будет в Петербурге, враг не вступит в него. Сестра Петра I Наталья привезла в новую столицу чудотворный список, ставший самым почитаемым в городе. Для прославления святыни был выстроен величественный Казанский собор, в котором в Отечественную войну 1812 года молился Божией Матери русский полководец князь Михаил Илларионович Кутузов. После победы в собор были свезены все захваченные у французов полковые знамена и сорок пудов церковного серебра, пошедшего на иконостас и подсвечник к чудотворной иконе. Православная церковь празднование Казанской иконы Божией матери отмечает 4 ноября по новому стилю, а с недавних пор эта дата стала общенациональным праздником. В чем же состоит мистическое значение того факта, что одна и та же икона благословила наше миролюбие и защиту своих рубежей с оружием в руках? Это указание на то, что наша историческая миссия состоит в том, чтобы стоять насмерть, отстаивая Христову истину, чтобы делиться ею в нужный момент с теми, кто будет в ней нуждаться. И эту обязанность никто с нас не снимает. Будем же верны своему предназначению до конца времен.