В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА


"Черноморская здравница", 25.10.2017г.

О буднях художника у нас очень приблизительное представление. Собственно, сама эта профессия для многих остается загадкой. Художникам мы и немножко завидуем – ведь они создают Красоту, и отчасти сочувствуем - столько неопределенности в их жизни! Непрактичное в целом занятие...

Со своей стороны, художник скажет, что его и умения и талант – его капитал, который всегда можно пустить в ход, что его произведения дорого стоят. Но покупателя еще нужно найти – закричим мы!

Эта шутливая полемика выявляет основные позиции сторон, но вообще-то речь пойдет о том, что делает художник между выставками, где его рабочее место, и как это можно заставить себя трудиться без начальника и без зарплаты.

Это следует прояснить не только для удовлетворения любопытства. Роль и место художников в городе часто недооценивают, от них ждут или слишком много, или слишком мало. Часто художника отождествляют с его произведениями, судят по выставочной активности, но ведь художник - это и то, что он еще создаст, то есть, сам он, как ни странно это звучит, культурная ценность, производитель смыслов, заложенных в настоящих и будущих его произведениях. Таким образом, местные мастера – это «культурный банк» города, и даже если практическая польза от них не всегда ясна (вспоминается «Рационализатор» Аркадия Райкина с его предложением к ноге балерины «динамо машину присобачить, чтоб ток пошёл»), уважающему себя городу они просто необходимы. Поэтому не будет лишним познакомиться с этими замечательными людьми поближе.

Художник, впустивший нас сегодня в свою мастерскую - Владимир Елисеев, экспонент всероссийских и международных выставок. Область его творчества – это керамика.

Он создает большие и маленькие по размеру произведения, многочастные объемные композиции и декоративные блюда, работает с всевозможными видами глины и техниками ее обработки. Как правило, в его керамике присутствует изображение, объемное либо рисованное: человек, животное, предметная и пространственная среда.

Керамика бывает очень разная, у Владимира Елисеева она веселая насмешница, кокетливая чудачка, прекрасная и соблазнительная. Формы его работ упругие, фактура либо скользяще-гладкая и блестящая, либо бархатистая и шероховатая, цвет – природный, естественный, и что бы он ни показывал в своей керамике – взять, к примеру, его огромный «Сапог» с изображением охоты – наши руки так и тянутся пройтись по глазурованной поверхности и ощутить ее сложный рельеф. Чувственная притягательность - одна из волшебных особенностей произведений художника.

Мастерская - это всегда что-то очень личное. Произведение рождается из сердца, из глубин существа и полета воображения, и в своей мастерской художник - хозяин маленькой вселенной. Классическая студия - нечто вместительное, с мольбертами и палитрами, холстами и скульптурами. У Владимира Елисеева это довольно компактное пространство, помимо вышеперечисленного, здесь, что неудивительно, в изобилии керамика, книги, скромная меблировка, непритязательный мужской уют, хотя есть потрясающие вещи, например, старинное пианино с рельефами на стенке корпуса и канделябрами. Разумеется, художник не преминул исполнить несколько пассажей, и это было столь же органично его артистизму, как и занятия керамикой. Книги, музыка, размышления, уединение, рождение замысла… кажется, так это происходит? – спрашиваю я у Владимира Елисеева. Он снисходительно улыбается…

Владимир Елисеев, который на публике нередко любит играть «парадоксами» и шутить, в своей мастерской становится спокойным и серьезным. Он показывает американский учебник для высших учебных заведений по прикладному искусству, куда он вошел как автор технологических разработок по керамике, листает российские, польские, корейские журналы, на страницах которых он сам и его произведения.

Технология… Тут же художник акцентирует: научить можно чему угодно, но этого недостаточно, нужно уметь видеть своим особенным зрением. Любуясь работами Владимира Елисеева в его мастерской и вспоминая его «Карнавал», «Атлантиду», «Воспоминание о Египте», «Осеннее настроение» (в коллекции СХМ), хорошо понимаешь, о чем он говорит: о пропущенной через свое уникальное видение действительности, об оптике внутреннего мира, взлете фантазии, образе…

Конечно, и сам художник воспринимается его гостьей – сегодняшним гидом по сочинским мастерским - через личное отношение и ощущение момента. В процессе общения что-то добавляется к прежнему портрету, происходят маленькие любопытные открытия. Например, что в мастерской Владимира Елисеева совершенно отсутствуют приметы современности, и что здесь так хорошо и тепло потому, что у новых вещей нет истории, а у этих, что вокруг в интерьере, она есть. Или, например, что подобные мастерские, возможно, последний оплот «неутилитарного» в мире всепроникающего прагматизма, настоящий отечественный анти-китч! Кстати, с вопросами вкуса к нашим художникам старшего поколения можно обращаться смело, они росли в замечательную для профессионального становления эпоху.

Уточним: наличие старого доброго шкафа в мастерской вовсе не признак ретроградства. Владимир Елисеев любит актуальную тематику, совсем недавно он выполнил несколько плакеток, посвящённых Фестивалю молодежи и студентов.

Собственно, что бы он ни делал, любые его произведения будут актуальны, потому что настоящее искусство вне моды. Покидая мастерскую, хочется сказать: керамистов в Сочи меньше, чем пальцев на одной руке, но даже если бы их было много, Владимир Елисеев - звезда первой величины, можно сказать, «национальное достояние» города. У такого специалиста должна быть масса серьезных заказов, не использовать его опыт и талант - непозволительная расточительность.

Рассказ об очередной встрече с сочинскими художниками – в следующей статье цикла «В мастерской художника».

Людмила Павлова









Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26