БЕРЕГА ПАМЯТИ

У нас есть одно желание, помимо всех остальных: чтобы нас удивляли. Не сказать, чтобы оно доминировало, и каждый так и ждет, чтобы его чем-либо поразили окружающие, но все же, когда это происходит, мы испытываем бодрящее чувство жизни, всплеск эмоций, и делаем для себя какие-то открытия.

Проект «Люди Сочи. Фотоальбом» в этом смысле очень плодотворен. Совершенно неожиданно те, кто рядом с нами, к кому мы привыкли и кого, казалось бы, знаем - ни прибавить, ни убавить - раскрываются самым потрясающим образом.

Платонов Евгений Григорьевич – преподаватель физической культуры в Сочинском колледже искусств. За 38 лет он воспитал не одно поколение сочинцев, выпускников этого учебного заведения. Что о нем могут сказать те, кто с ним рядом в СКИ? Для студентов он пожилой человек (для молодежи все, кому за тридцать – уже старики!), требовательный преподаватель, с которым не проволынишь, для коллег – профессионал, ответственный член педколлектива, энтузиаст – сколько походов он организовал за годы своей работы! В целом, скромный человек, приветливый, галантный, неравнодушный.

Евгений Григорьевич согласился стать участником проекта «Люди Сочи. Фотоальбом». Он, как и многие представители его поколения, не особенно «дружит» с компьютером, и поэтому просто принес один из своих альбомов с фотоснимками, преимущественно, начала века. И тут автор проекта испытала культурный шок: во-первых, ей еще не доводилось встречать такое количество старинных фотографий в одном собрании, а во-вторых, аристократизм коллекции никак не вязался с имиджем скромного учителя физкультуры.

На фото - словно персонажи литературы XIX века, и главные, и те, которые за ними, чуть в тени. Женские и мужские одиночные и парные портреты, люди разного возраста… Вот мальчик в берете – будто маленький лорд Фаунтлерой, женщина средних лет – такой могла быть Лизавета Прокофьевна Епанчина из романа Достоевского. У темноволосой юной красавицы поистине царственная внешность, у молодой женщины с высокой прической - лицо интеллектуалки, наследницы Жорж Санд. Собственно, у каждого в лице прочитываются ум и духовность: высокий лоб, чистые черты, внутреннее спокойствие, кротость. Порядка сорока дореволюционных снимков …

Ряд фотопортретов - это Платонов Григорий Михайлович (родился в 1894 году), отец Евгения Григорьевича. На одном - он молодой человек благородной наружности в кадетской форме, его можно вообразить будущим офицером царской армии. История переписала биографии для тех, кто жил в переломное время. Сын сохранил трудовую книжку отца (она в прекрасном состоянии, как и фотографии - любой музей позавидует!). Платонов Г.М. в 1930-м году окончил Рабфак, в 1935-м - 1-ый Московский Мединститут по специальности «врач-терапевт». Начинал трудовую деятельность в 1922 году как санитар экспедиционного отряда армии Тверского полка, уволен в запас со званием майора медицинской службы в 1953 году. Работа врача – а в профессии он был с 1937 года - нелегкая, особенно, военврача. Григорий Михайлович был врачом Владимирского централа, работал на Алтае, в Литве. Мы видим его на фотографиях 30-х, 40-х, 50-х, в облике – сосредоточенность, какая-то невероятная собранность, его трудно представить смеющимся. В свои зрелые годы он похож на писателя Николая Островского, тип человека волевого, замкнутого. Его сын рассказывает, что отец был очень интеллигентным и выдержанным, самым ругательным словом у него было «дурак», и вообще он редко выходил из себя. Увлекался искусством, писал картины маслом с натуры.

Евгений Григорьевич, помогая разобраться в своем семейном фотоархиве, иногда с сожалением говорил: не помню, кто эта дама, кажется, такая-то… Немудрено – столько фотографий, и таких давних! Сохранение памяти о предках – это важно, это одна из центральных задач проекта «Люди Сочи. Фотоальбом», и, надо думать, главный побудительный мотив для участия в нем. В предыдущих статьях, опубликованных в «Черноморской здравнице», неоднократно говорилось также о художественной стороне проекта, причем, не только с позиций внешней привлекательности собираемых материалов. Фотопортрет в восприятии - это образ, считываемый индивидуально и личностно, его раскрытие и интерпретация переходят в область чистого творчества даже для прямых потомков запечатленного на фото человека. Богатые впечатления от знакомства со старинными снимками может вынести и сторонний зритель.

Вдумаемся: фотографии с темноволосой красавицей и дамой-интеллектуалкой - это их последний след в этом мире, за которым – пустота, река забвения (не касаемся религиозной стороны вопроса). Удержать этих Прекрасных Дам от падения в Лету вниманием к ним, любованием, всматриванием… Просто дух захватывает!

«Удержать» хочется многих из архива Евгения Платонова. Замечательная фотография с его дедом-кузнецом, у которого был большой дом, и которого не раскулачили только потому, что сельчане стали за него горой – куда им без кузнеца! В искусстве есть понятие «монументальность» - это как раз про данное фото: человек и лошадь кажутся символами чего-то вековечного и национального.

Вот снимок 1930-х годов, где коллектив медсанчасти делает стенгазету. Такое впечатление, будто кадр выстраивал опытный режиссер, и это не простая советская девушка склонилась над листом, а кинозвезда, играющая роль. Все остальные тоже слишком «характерные» для документалистики, это отечественные Жан-Луи Трентиньян, Ален Делон, и так далее... А какой динамичный, забавный снимок супругов с ребенком и человеком в шинели и буденовке! На женщине смешная шляпа и круглые очки, делающие ее добродушной матроной, ее муж в папахе и пальто с каракулевым воротником с неподобающей для его элегантности прытью куда-то устремляется, и каждый из них по-своему и очень ярко реагируют на нечто не видимое нам. Есть замечательный кадр с Григорием Платоновым в Сочи, в период его работы в курортной поликлинике на ул.Москвина. Летом ее сотрудников направляли дежурить в медпункты на пляжах, и вот он в белом халате и белой шапочке с двумя медсестрами у парапета нынешнего пляжа «Приморский», девушки – как птицы, готовые вспорхнуть и улететь, в его же облике чувствуется усталость. И есть еще фотография Григория Платонова на Финском заливе: только море, и маленькая фигура на берегу, снимок, несущий пронзительный психологизм. В этой, такой «пустынной» фотографии можно увидеть метафору: человек стоит перед своим прошлым, перед неумолимой Летой.

Образ: в его формировании участвует многое, в первую очередь, композиция – а в работе с пленочной камерой фотограф ее выстраивает «наверняка». В семейном архиве Евгения Платонова много удачных снимков, и много красивых лиц. Невольно приходят сопоставления с известными персонажами и артистами: молодая женщина с кокетливыми локонами напоминает субретку графини Альмавивы из спектакля, та, что постарше, похожа советскую актрису Марию Миронову, выделяешь других «знаменитостей». Здесь же фото самого Евгения Григорьевича Платонова, где он трогательный ребёнок, юный атлет, а также полный сил молодой мужчина, и все сравнения рушатся, так как его знаешь, и он совершенно реален, и жизнь – это не кино.

Хотелось бы показать эти снимки студентам, его ученикам. Жизнь торопится, к ощущению бескрайнего будущего постепенно примешивается чувство уходящего времени, проявляется еще один вектор по мере накопления опыта. Молодым это пока непонятно, им предстоит долгий путь к Берегам Памяти. Пока они могут лишь удивляться, каким юным – совсем как они! - был их педагог, и какие богатейшие семейные архивы хранят люди Сочи.

Людмила Павлова.

"Черноморская здравница", 18 октября 2017г.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26