ИСКУССТВО РЯДОМ С НАМИ

С профессией «художник» происходят странные вещи. ДХШ переполнены, в колледж искусств, в частности, в Сочи, 3-4 поступающих на место, и, тем не менее… в художественные Вузы попадают единицы! И дело вовсе не в уровне преподавания – я знаю, что в Сочи он превосходный, школы у нас прекрасные, специалисты-преподаватели тоже. Просто расшатались границы искусства. Люди думают, что каждое произведение красками на холсте или в бетоне, бронзе, уже высокое творчество. А есть правила мастерства, научение, и огромный труд, который – и только он! – делает не художника художником. А еще весьма портят вкус и дезориентируют в искусстве плохие образцы масс культуры и дизайна.

Но есть и замечательные его примеры, причем, вплавленные в нашу повседневную жизнь в виде городской скульптуры. В этом году исполнилось 45 лет со времени создания одного из таких объектов, подпорной стены в Хосте. Протяжённостью в 110м и высотой в 2 метра, она представляет собой рельеф с изображениями, символизирующими Черноморское побережье Кавказа. Автор - Артемьев Сергей Михайлович, сочинский художник.

Стена состоит из множества элементов, обозначающих реалии юга: здесь и условно-символическое Солнце с томными глазами и лучами-лепестками, выдувающее жар изо рта, и суровый Нептун с волосами-волнами, и купальщица, и архитектурные мотивы, и много всего другого, что можно рассматривать и разгадывать, потому что нередко элементы «прячутся», не раскрываясь сразу. Что это за лицо-маска рядом с Солнцем - это Луна, или Мацеста, или Владычица гор? А что означают арки, дугой переходящие в геометрические круги? – пожалуй, это тоннели, пересекающие горный массив. Изображение лестницы посреди абстрактных форм, конечно, указание на индустрию отдыха. Но дело даже не в занимательности различных фрагментов и художественных ребусов, не это делает рельеф Сергея Артемьева явлением искусства. Искусством его делает пластическое совершенство: ритмическая организованность, стилистическое единство, композиционная целостность. Кроме того, у этой работы есть характер, безусловно, мужской, активный – посмотрите на лапидарность, чеканность форм, благородную простоту линий. Ничего лишнего при абсолютной пластической наполненности – что может быть лучше для художественного произведения! Кстати, легкая ироничность и мажорность образного решения рельефа в Хосте - тоже часть его обаяния, необходимая интонационная составляющая курортной темы.

У этой работы есть интересная история: в 1972 году мэр города Сочи Вячеслав Александрович Воронков написал письмо ректору Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова с просьбой оформить силами академии новую подпорную стену в курортном поселке Хоста. Свое художественное решение предложил студент 3 курса Сергей Артемьев. Энергия и азарт молодого художника, плюс, конечно, школа строгановки, вылились в качественное органичное среде произведение, и оно до сих пор остается одним из наиболее совершенных дизайн-объектов в городе Сочи.

В городской среде сегодня можно увидеть много чего, от светящихся проволочных зверушек до серьезных деятелей в бетоне и бронзе, без претензий на высокое искусство. И все же искусство необходимо, оно повышает планку нашего бытия. И учиться надо не только художникам, но и зрителям. Хорошие произведения, такие, как эта работа Сергея Артемьева, задают тон, помогают настроить «художественное зрение» (развивают же музыкальный слух!). Поэтому автор статьи предлагает сочинцам и гостям города всмотреться в хостинский рельеф Сергея Артемьева, увидеть и оценить уровень этой работы.

Также автор статьи выражает благодарность Бирюк Татьяне Анатольевне, зам.директора ДХШ №1 им. А.И.Пахомова, за помощь в подборе материалов (в том числе, фотоматериалов) по истории сочинской организации художников.

Людмила Павлова

На фотографии: Сергей Артемьев, 1972 год

О художнике:

Артемьев Сергей Михайлович

Член СХ России, член СД России

Родился в 1947 г. в г. Куйбышеве

Закончил МВХПУ в 1974 году (бывшее Строгановское), г. Москва,

Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства

Почетный член СА России

1965-1968 Художник-декоратор, театр оперы и балета, г. Куйбышев

1966- 1968 Служба в вооруженных силах

1968-1969 Художник, станкостроительный завод, г. Куйбышев

1969-1974 Студент МВХПУ (бывшее Строгановское)

1974-1997 Художник декоративно-прикладного искусства, Сочинский комбинат Союза художников СССР (России)

1990-1992 Директор Сочинского комбината Союза художников России

1997-2002 Главный художник города Сочи

2001-2011 Доцент кафедры дизайна СГУТиКД (Сочинский государственный университет туризма и курортного дела)

2005-2006 Профессор ЧГА (Черноморской гуманитарной академии), кафедра дизайна

2011-2015 Профессор кафедры теории и практики дизайна СИМБиП (Сочинский институт моды, бизнеса и права)

с 1998 года по настоящее время – инициатор, организатор, участник Всероссийской конференции главных художников и главных дизайнеров России (Дизайн- форум);

с 2001 года – полковник Кубанского казачьего войска;

с 2001 по 2006 год - Председатель Совета главных художников и главных дизайнеров России;

с 2006 года - Сопредседатель Совета главных художников и главных дизайнеров России;

с 1990 года – куратор художественных школ города Сочи от союза художников России (сочинское отделение);

в период с 1990 года по настоящее время принимает участие в качестве члена жюри городских, международных конкурсов детского и юношеского художественного творчества ; члена и председателя ГЭК в учреждениях среднего и высшего профессионального образования города Сочи;

с 2011 года – руководит детской изостудией воскресной школы при храме Святого великомученика и целителя Пантелеймона (г .Сочи).

В коллекции сочинского художественного музея находятся его работы:

Памятные мемориальные медали «1941 год», «1945 год»,

Медаль «Сочи – город-госпиталь. 1941-1945»








Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26