ОБ ИСКУССТВЕ И НЕ ТОЛЬКО... СЕРГЕЙ АРТЕМЬЕВ

Артемьев Сергей Михайлович – известный сочинский художник, а также его все знают как человека с активной жизненной позицией. В частности, он пропагандирует изобразительное искусство, сотрудничая с сочинским журналом «Винсент». Уже много лет там печатаются его статьи по истории искусства, на тему православия, об истории русского казачества. Воинская доблесть и слава России – еще одна тема его публикаций.

Искусствоведческие и культурологические статьи Сергея Артемьева имеют свой круг читателей, но с целью ознакомления большего числа людей с его печатным словом, сайт СГО ВТОО «Союз художников России» предоставляет свои страницы для их размещения.


Всем известно, что само понятие культуры восходит, с одной стороны, к идее возделывания, а с другой - к понятию культа, то есть богослужения. Это отражает изначальную мотивацию: трудиться, обрабатывая и возделывая во имя возрастания и развития, во имя усовершенствования жизни. То есть культивировать и тем самым воздавать хвалу Творцу и жизни Подателю. Таковы двойная этимология и семантика понятия культуры.

Когда око души устремлено к Богу, то центром жизни становится богообщение, то есть культ. Когда же око души устремлено к земле, тогда главной целью является устройство человека в видимом мире - так начинается культура. Культ - это диалог с Божеством. Культура - это полемика с Космосом. Вначале культ и культура сосуществуют друг с другом, затем куль¬тура начинает поглощать культ.

Святые отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя - это детство человечества, его младенчество. Ной после Потопа получил от Бога уже другой Завет. Человечество вошло в следующий возраст, в следующий период своей жизни. Время от Ноя до Авраама – одиночество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея - юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей -основу Ветхого Завета. Время от Моисея до Христа Спасителя ~ это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: «Вечное Евангелие. Других откровений не будет». Поэтому в Новом Завете и сказано: «Дети! Последнее время». Некоторые неправильно понимают эти слова. Но последнее время - это последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. Каждый из этих периодов начинается культом и заканчивается культурой с той или иной степенью демонизации. Последний период от Христа до антихриста, а точнее до второго пришествия Христа, еще не завершился, но поглощение культа культурой происходит со стремительной быстротой, причем эта культура, по сравнению с другими эпохами, носит явно демонический характер, начинающий переходить в массовую одержимость. Вся история человечества в периодах развития культуры, обозначенная множеством всевозможных «измов», - это лестница со ступенями вниз. Если мы говорим о высоком духов¬ном уровне культуры, то этому определению будет отвечать только такая культура, которая содействует задаче внутреннего развития человека, его духовному возрастанию и преображению, которыми в человеческой природе прославляется образ Божий. Если же так называемая культура содействует раскрепощению и торжеству темных инстинктивных начал, которые Ницше определил как «дионисийские», то мы имеем дело с воинствующей антикультурой.

Когда мы видим тысячные толпы молодых людей, которые, подобно запрограммированным существам, рефлекторно отвечают определен¬ной эмоцией на определенный музыкальный раздражитель из небогатого набора диск-жокея, когда среди грохота, дыма и криков люди с пластикой марионеток, словно по команде, послушествуют мановению невидимого кукловода, то это, конечно, явление антикультуры, разжигающей инстинкты и страсти, высвобождающей звериное и животное в природе человека. Опьяненные этим состоянием и нередко наркотиками или алкоголем, молодые люди становятся способными на преступление. Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Музыка - это не только развлечение, но в известной мере и «проповедь». Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Бог, вдохновляя благонамеренных композиторов, через их музыку влияет на духовное настроение людей. Но и сатана пытается сделать то же самое через людей, отвернувшихся от Бога. Некоторые типы музыки и видеофильмов способствуют утверждению недостойных человека вредных чувств и плохого поведения путем внушения, оправдания, поощрения насилия, вандализма, убийства, злоупотребления наркотиками, самоубийства, человеческих жертвоприношений, деградации женщины, детей и человеческой расы, зверства, садизма, мазохизма и других извращений. Подобный аморальный материал большей частью направлен на молодежь в годы ее повышенной восприимчивости. Сегодня под маской свободы вероисповеданий, совмещенной со свободой от нравственности, стал явственно просвечивать тот же черный лик «религии сатаны» с ее культом секса и крови. Порнография буквально затопила книжные магазины, экраны телевизоров и Интернет: искусство - эта интимность человеческой личности, ее задушевный язык - уже стало, по сути дела, если не прямым сатанизмом, то прелюдией к нему. Свобода от нравственности превратилась в насилие над нравственностью. Другой культ - это культ убийства и крови. С обложек книг смотрят гангстеры с пистолетами в руках, убийцы в масках, жертвы, истекающие кровью, и так далее. Рядом лежат книги с изображением демонов, руководства по практической магии, астрологии, восточному оккультизму; они составляют одно нераздельное скопление демонических сил и энергий; они нераздельно связаны друг с другом, совершают одно дело. В связи с этим актуальным становится обсуждение вопроса о так называемой поп-культуре и сопутствующих ей явлениях. Целомудрие - вот условие и источник настоящего творчества. При наличии богатой психической, духов¬ной жизни сфера сексуальная в значительной части превращается в энергию эстетического, морального, творческого порядка. Но если этого нет, как у большинства современной европейской молодежи, то остается чистое скотство, которое само, наоборот, поглощает даже слабые искры других, более высоких проявлений. Порой приходится встречаться с «гениальным художником». Часто эта так называемый «темпераментный» человек, «увлекающийся», «страстный», талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовольствие. Едва ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнуться, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

«Истинное, художественное искусство черпает свой предмет из религиозной глубины, - говорит русский философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин, - из сферы веяний Божиих, даже и тогда, когда рисуемые образы природы и людей не содержат во внешней видимости ничего церковного и религиозного. Великие художники знают это. Они знают также, что самое вдохновение их священно и божественно». Завершая свои рассуждения, хочется напомнить простые и давно забытые вещи. Православное христианство - это не элемент культуры, а Благая Весть Творца погибающему миру, Весть о спасении от греха, проклятия и вечной смерти. И эта абсолютно Новая Весть порождает вокруг себя новую культуру. Но не для создания культуры Господь умер на Кресте, а для нашего спасения. У нас есть Православная Церковь. У Церкви есть свое задание, которое дал ей Господь, - возвестить Евангелие всем народам планеты и переквасить всех верных Христовой закваской. Церковь обладает немыслимой силой - огонь Пятидесятницы вовсе не погас среди христиан, и это небесное Пламя изменяет и сердца людей, и общество. Если мы не будем своими усилиями сотрудничать с этим Огнем Духа, то Бог опалит нас. Поэтому мы, христиане, которые призваны к общественной деятельности, должны выражать волю Бога в политике и экономике, бизнесе и образовании, культуре и искусстве. Все эти служения могут принести пользу и нашей душе, и нашему Отечеству. Никакой общественный строй не может помешать нам исполнить волю Бога. Церковь была в союзе с империей, Церковь жила при гонениях от империи. Церковь жила при халифате и фашизме, коммунизме и демократии, среди варварских народов и цивилизаций всех видов. Самой Церкви это не принесло никакого вреда. Уверен, что именно Церковь может помочь государству исполнить волю Божию. И главная задача культурного сообщества - настоять на том, чтобы вся система российского образования была основана на христианстве.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26