ОБ ИСКУССТВЕ И НЕ ТОЛЬКО... СЕРГЕЙ АРТЕМЬЕВ

Артемьев Сергей Михайлович – известный сочинский художник, а также его все знают как человека с активной жизненной позицией. В частности, он пропагандирует изобразительное искусство, сотрудничая с сочинским журналом «Винсент». Уже много лет там печатаются его статьи по истории искусства, на тему православия, об истории русского казачества. Воинская доблесть и слава России – еще одна тема его публикаций.

Искусствоведческие и культурологические статьи Сергея Артемьева имеют свой круг читателей, но с целью ознакомления большего числа людей с его печатным словом, сайт СГО ВТОО «Союз художников России» предоставляет свои страницы для их размещения.


Всем известно, что само понятие культуры восходит, с одной стороны, к идее возделывания, а с другой - к понятию культа, то есть богослужения. Это отражает изначальную мотивацию: трудиться, обрабатывая и возделывая во имя возрастания и развития, во имя усовершенствования жизни. То есть культивировать и тем самым воздавать хвалу Творцу и жизни Подателю. Таковы двойная этимология и семантика понятия культуры.

Когда око души устремлено к Богу, то центром жизни становится богообщение, то есть культ. Когда же око души устремлено к земле, тогда главной целью является устройство человека в видимом мире - так начинается культура. Культ - это диалог с Божеством. Культура - это полемика с Космосом. Вначале культ и культура сосуществуют друг с другом, затем куль¬тура начинает поглощать культ.

Святые отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя - это детство человечества, его младенчество. Ной после Потопа получил от Бога уже другой Завет. Человечество вошло в следующий возраст, в следующий период своей жизни. Время от Ноя до Авраама – одиночество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея - юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей -основу Ветхого Завета. Время от Моисея до Христа Спасителя ~ это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: «Вечное Евангелие. Других откровений не будет». Поэтому в Новом Завете и сказано: «Дети! Последнее время». Некоторые неправильно понимают эти слова. Но последнее время - это последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. Каждый из этих периодов начинается культом и заканчивается культурой с той или иной степенью демонизации. Последний период от Христа до антихриста, а точнее до второго пришествия Христа, еще не завершился, но поглощение культа культурой происходит со стремительной быстротой, причем эта культура, по сравнению с другими эпохами, носит явно демонический характер, начинающий переходить в массовую одержимость. Вся история человечества в периодах развития культуры, обозначенная множеством всевозможных «измов», - это лестница со ступенями вниз. Если мы говорим о высоком духов¬ном уровне культуры, то этому определению будет отвечать только такая культура, которая содействует задаче внутреннего развития человека, его духовному возрастанию и преображению, которыми в человеческой природе прославляется образ Божий. Если же так называемая культура содействует раскрепощению и торжеству темных инстинктивных начал, которые Ницше определил как «дионисийские», то мы имеем дело с воинствующей антикультурой.

Когда мы видим тысячные толпы молодых людей, которые, подобно запрограммированным существам, рефлекторно отвечают определен¬ной эмоцией на определенный музыкальный раздражитель из небогатого набора диск-жокея, когда среди грохота, дыма и криков люди с пластикой марионеток, словно по команде, послушествуют мановению невидимого кукловода, то это, конечно, явление антикультуры, разжигающей инстинкты и страсти, высвобождающей звериное и животное в природе человека. Опьяненные этим состоянием и нередко наркотиками или алкоголем, молодые люди становятся способными на преступление. Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Музыка - это не только развлечение, но в известной мере и «проповедь». Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Бог, вдохновляя благонамеренных композиторов, через их музыку влияет на духовное настроение людей. Но и сатана пытается сделать то же самое через людей, отвернувшихся от Бога. Некоторые типы музыки и видеофильмов способствуют утверждению недостойных человека вредных чувств и плохого поведения путем внушения, оправдания, поощрения насилия, вандализма, убийства, злоупотребления наркотиками, самоубийства, человеческих жертвоприношений, деградации женщины, детей и человеческой расы, зверства, садизма, мазохизма и других извращений. Подобный аморальный материал большей частью направлен на молодежь в годы ее повышенной восприимчивости. Сегодня под маской свободы вероисповеданий, совмещенной со свободой от нравственности, стал явственно просвечивать тот же черный лик «религии сатаны» с ее культом секса и крови. Порнография буквально затопила книжные магазины, экраны телевизоров и Интернет: искусство - эта интимность человеческой личности, ее задушевный язык - уже стало, по сути дела, если не прямым сатанизмом, то прелюдией к нему. Свобода от нравственности превратилась в насилие над нравственностью. Другой культ - это культ убийства и крови. С обложек книг смотрят гангстеры с пистолетами в руках, убийцы в масках, жертвы, истекающие кровью, и так далее. Рядом лежат книги с изображением демонов, руководства по практической магии, астрологии, восточному оккультизму; они составляют одно нераздельное скопление демонических сил и энергий; они нераздельно связаны друг с другом, совершают одно дело. В связи с этим актуальным становится обсуждение вопроса о так называемой поп-культуре и сопутствующих ей явлениях. Целомудрие - вот условие и источник настоящего творчества. При наличии богатой психической, духов¬ной жизни сфера сексуальная в значительной части превращается в энергию эстетического, морального, творческого порядка. Но если этого нет, как у большинства современной европейской молодежи, то остается чистое скотство, которое само, наоборот, поглощает даже слабые искры других, более высоких проявлений. Порой приходится встречаться с «гениальным художником». Часто эта так называемый «темпераментный» человек, «увлекающийся», «страстный», талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовольствие. Едва ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнуться, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

«Истинное, художественное искусство черпает свой предмет из религиозной глубины, - говорит русский философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин, - из сферы веяний Божиих, даже и тогда, когда рисуемые образы природы и людей не содержат во внешней видимости ничего церковного и религиозного. Великие художники знают это. Они знают также, что самое вдохновение их священно и божественно». Завершая свои рассуждения, хочется напомнить простые и давно забытые вещи. Православное христианство - это не элемент культуры, а Благая Весть Творца погибающему миру, Весть о спасении от греха, проклятия и вечной смерти. И эта абсолютно Новая Весть порождает вокруг себя новую культуру. Но не для создания культуры Господь умер на Кресте, а для нашего спасения. У нас есть Православная Церковь. У Церкви есть свое задание, которое дал ей Господь, - возвестить Евангелие всем народам планеты и переквасить всех верных Христовой закваской. Церковь обладает немыслимой силой - огонь Пятидесятницы вовсе не погас среди христиан, и это небесное Пламя изменяет и сердца людей, и общество. Если мы не будем своими усилиями сотрудничать с этим Огнем Духа, то Бог опалит нас. Поэтому мы, христиане, которые призваны к общественной деятельности, должны выражать волю Бога в политике и экономике, бизнесе и образовании, культуре и искусстве. Все эти служения могут принести пользу и нашей душе, и нашему Отечеству. Никакой общественный строй не может помешать нам исполнить волю Бога. Церковь была в союзе с империей, Церковь жила при гонениях от империи. Церковь жила при халифате и фашизме, коммунизме и демократии, среди варварских народов и цивилизаций всех видов. Самой Церкви это не принесло никакого вреда. Уверен, что именно Церковь может помочь государству исполнить волю Божию. И главная задача культурного сообщества - настоять на том, чтобы вся система российского образования была основана на христианстве.

Мы на карте
Наши контакты



Сочинское городское отделение

ВТОО

Союз художников России,

354000,г. Сочи,ул. Первомайская, 26

Телефон для справок:

Секретарь 8(862)262-06-54