ВЫСТАВКА «КУРОРТНЫЙ РОМАН»

С 31 марта по 23 апреля 2023 года в Сочинском художественном музее имени Д. Д. Жилинского проходит выставка Владимира Ивановича Донца «Курортный роман» к 70-летию художника. До этого эта выставка с грандиозным успехом прошла в Ростовском художественном музее где Донец В.И. был торжественно награжден золотой медалью союза художников России и благодарностью музея.

Владимир Иванович, человек достойный и заметный – семьянин, видный общественный деятель, предприниматель, охотник, шутник, душа компании, философ и, кажется, даже комсомолец… Но, что важно в этом зале – он в первую очередь художник – и художник замечательный. Можно смело предположить, что если бы Пабло Пикассо, кому принадлежит известное высказывание «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок», оказался бы здесь, в этом зале, то он был бы в восторге! Ведь, конечно, не хронологически, но по духу творчества они с Владимиром Донцом близки, укоренены в одних художественных явлениях. Оба с упоением говорят о классике – о Рембрандте, Веласкесе, Рубенсе, при этом оба черпают свою изобразительность в конце XIX века – в искусстве французских постимпрессионистов (Донец, в особенности, у символистов, например, у группы «Наби»). Что Пикассо с Донцом однозначно различает: первый – он буквально первый, а Владимир Иванович сегодня – уже представитель столетней традиции. Если разговор с ним заходит об Одилоне Редоне, Пьере Боннаре, Поле Серюзье, Эдуаре Вюйаре, Морисе Дени, Анри Деррене, Морисе де Вламинке – то взгляд художника становится задумчивым и тёплым.

Владимир Иванович часто вспоминает, как в годы учёбы его преподаватель по истории искусства всегда находила десять-пятнадцать минут в конце лекций, чтобы поговорить о французской живописи начала ХХ века, даже если урок был посвящён египетскому искусству. И хотя Донец художественное образование получил в Ростовском государственном педагогическом институте, эта вневременная и внегеографическая сегодня «французистость» в нём звучит, как звучит Париж в каждом круассане в любом уголке Земли.

До того, как серьёзно заняться бизнесом, Владимир Донец в 1980-е годы успешно работал художником-оформителем в Москве. В годы перестройки во вновь открывающиеся кооперативы требовались вывески, нужно было создавать неожиданные дизайнерские решения для помещений кафе, офисов, и банков – жизнь стремительно менялась, приобретала новый облик. Между оформительскими заказами художник освоил уличную торговлю на Арбате, а именно, нишу, в которой у него оказалось мало конкурентов. Он писал детские портреты мелками (пастелью). Если нужен портрет ребёнка – тогда к Донцу. Видимо, на интуитивном уровне, чувствуя эмоциональное родство с художником, дети легко шли с ним на контакт во время сеанса, а родителям, очевидно, нравился результат… Созвучность детскому мировосприятию – дар художнику свыше. Не подделывать этот взгляд искусственно, а видеть ТАК мир. Видеть мир искренним, добрым, свободным, уютным, обладать жаждой познания, которая рождается под влиянием огромного интереса к жизни.

Дети часто рисуют свою семью – тех людей, которые их окружают, – и самих себя в этом мире. В детских рисунках мир всегда такой, какой он есть для них – яркий, манящий, неизведанный. Ребёнок правдив. Так и Донец – он как бы очищает реальность от обманчивой иллюзорности, пишет её таковой, какая она поистине – без светотеневых иллюзий и оптических аффектов – он пишет яблоко зелёным, небо голубым, море синим, а вино красным. За этой первозданной гармонией Гоген уехал на Таити, Сезанн – в Экс-ан-Прованс, Донец в 2015 году – в Сочи.

«Курортный роман» Владимира Донца, которому в этом году исполняется 70 лет, может раскрыться каждому. Вглядитесь, и вы оцените высокую изысканность простоты, ясность образов, обезоруживающую доброту, глубокое понимание жизни и безусловную любовь.

Борис Салахов
Искусствовед, эксперт по культурным ценностям Министерства
культуры РФ, зав.выставочным отделом музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *